Да, это славянский топор приблизительно 11 – 12 век. Я здесь на форуме уже приводил таблицы по идентификации славянских топоров: http://www.reenactors-krim.info/threads/sekira-srednevekove.2204/#post-16333 В данном случае наиболее близкой типологией является вариант из первой таблицы, 11 – 12 век, номер VIII. Это мы имеем боевой топор по конструкции очень близкий к чекану.
Спасибо за ответ. Почему не допускаете что это возможно более древнее оружие, черняховской т.е. протославянской культуры. Вот таблица черняховских топоров, в ней также есть преимущество перед таблицами приведенными Вами - топоры изображены в двух плоскостях.
Возможно и так, если руководствоваться только табличным изображением. А я ещё смотрю на степень ржавления металла и характер самой ржавчины и руководствуюсь своим опытом. Но всё это как говориться рассуждения. Топоры вообще точно датировать сложнее, чем, к примеру, мечи. Характеристики внешнего вида мечей были более упорядочены во времени (хотя и среди них есть немало отклонений), чем топоры. Топоры зачастую ковались, как кузнецу заблагорассудиться. Точный ответ можно дать только держа предмет в руках, когда видишь характер поковки, мощность слоя ржавчины, степень слоистости ржавчины и т. д. Только по фотографии датировать достаточно сложно. По фото могу с уверенностью сказать, что это славяне, и что это боевой топор типа чекан.
Вы правы абсолютно, предмет может оказаться вполне и более поздним времен КР но “по мотивам “ более ранних черняховской культуры. Прокислочу его и продолжим разговор. Кстати читал что черняховцы очень хорошо овладели обработкой железа, и их стальные изделия были достаточно высокого качества и соответственно лучше сохранчлись в земле.
Хорошо. Если применять пищевой уксус (9 %), как наиболее доступный реактив, то думаю в свежем растворе полежать ему дней 5 - 7 хватит. А потом под проточной водой металлической щёткой до серебристого блеска. И тогда, надеюсь, будет видна структура металла. Затем нагрев градусов до 150 - 180 не более (влага из всех пор и трещин уйдёт, а метал от нагрева не пострадает). И сразу горячим в ванночку машинного масла. Но перед тем как класть в уксус обязательно недели две надо вымочить в дистилляте. Предмет очень долго лежал в земле и набрался много самых разных солей и хим. соединений. Чтобы лишних, разрушающих метал, химических реакций не пошло в кислой среде, надо по возможности удалить эти соли при помощи дистиллята. За две недели надо поменять дистиллят раза четыре. Жду результат.
Да, забыл сказать, … по приведённой Вами типологической таблице я бы данный топор идентифицировал как № 8 или № 16. Скажем так, лезвием этот топор ближе к № 8, а формой проушины для древка к № 16. Вот и получается, что очень точно подогнать реальный предмет к определительной таблице довольно не просто. Жестких ГОСТов в те времена не было, в каждой деревни были свои видения на эстетику и целесообразность, как говориться свои «тараканы» в голове.
Мы с Вами не археологи, я так понимаю, а вот судя по их докладам они довольно четко, по им известным признакам определяют принадлежность тех или иных видов топоров т.е. ГОстов безусловно не было, но вот определенная однотипность (зачастую скрывающаяся в мелких нюансах)все же присутствует. В приведенной мною таблице приведены конкретные найденные образцы относящиеся именно к Черняховской культуре, хотя в статье пишется и о топорах найденных Чк но при этом к данной культуре не относящиеся.....т.е. завозные, но при этом их четко отличают от именно черняховских. Поэтому думаю что Ваше мнение на счет “тараканов” и разности стилей чуть ли не в каждой деревни.....ну мягко говоря - не научное)) Вон та же Черняховская культура чуть ли не на пол Европы растянулась и все же определенное единообразие идентифицирующее ее все же присутствует.