«Бег»(1970) — двухсерийный фильм режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова, снятый по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море».Сюжет фильма основан на событиях Гражданской войны на юге России . После вторжения Красной армии в Крым начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» революции. Действие фильма происходит на станции Джанкой, Севастополе, Константинополе и Париже. Большая часть съемок была сделана в Севастополе. Сцены ухода войск Белой армии снимались на Приморском бульваре, в районе улиц Марата и Советской, на которых на тот момент сохранилась брусчатка. Вход красных в Севастополь снимался на набережной Корнилова и на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Съемка отдельных эпизодов жизни эмигрантов в Константинополе проходила на территории Константиновского равелина.
Фильм сняли действительно хороший благодаря таланту актеров, режиссеров и операторов. Вот некоторые интересные факты о работе над ним. Съемки фильма проходили в самых разных местах, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Кроме Севастополя,константинопольские эпизоды были поставлены в болгарском Пловдиве и в мосфильмовских декорациях, а общие планы города снимали в Стамбуле — полуподпольно, на ручную камеру, так как не удалось достать разрешения на съемку. Кроме того, из-за разрядившегося аккумулятора камеры получилось снять не 24, а 10-12 кадра в секунду. Форсирование красными Сиваша снимали под Севастополем и в Закарпатье, сцены в монастыре и в лесу — в окрестностях подмосковного Звенигорода в Саввино-Сторожевском монастыре, визит Чарноты и Голубкова в парижскую резиденцию Корзухина — во французской столице. Много времени заняли поиски натуры для съемок снов Хлудова. Вначале для постановки этих эпизодов было выбрано озеро Баскунчак неподалеку от Волгограда, но из-за организационных проблем пришлось отказаться от этой идеи. Батальная сцена, в ходе которой один из красных конников на всём скаку поднимает с земли упавшее знамя, была снята с одного дубля. Лошади, участвовавшие в эпизоде, только что отработали на съемках фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука и были так утомлены, что снимались из последних сил. Положение спасло мастерство каскадера, с первого раза выполнившего сложный трюк. Во время съемок во Франции Михаил Ульянов в роли генерала Чарноты расхаживал по парижским улицам в подштанниках. Для самого актера и остальных членов группы было удивительным, что на человека в кальсонах мало кто обратил внимание. Самым сложным в съемках фильма стал эпизод с тараканьими бегами. Усатые «спортсмены» никак не хотели следовать по прямой от старта к финишу. Бессильными оказались специально нанятые дрессировщики, потратившие много сил и времени на тренировки тараканов. Идея создания искусственных насекомых тоже потерпела крах: в те времена создание мини-роботов влетело бы съемочной группе в копеечку. Выручили обычные — не механические и не прошедшие курса подготовки — кухонные тараканы. Вспомнив, что тараканы боятся света, декораторы в конце беговых дорожек установили ящички, обитые изнутри черным бархатом. Видя перед собой темные щели, бегуны, испуганные ярким светом софитов, устремлялись к ним, никуда не сворачивая с дистанции. В 1971 году фильм«Бег» участвовал в основной конкурсной программе кинофестиваля в Каннах (Франция) и стал одним из претендентов на «Золотую пальмовую ветвь».