Хоть тема и не совсем крымская, предположу что многим участникам форума будет интересно почитать и посмотреть. Поисковые работы на острове Большой Тютерс ведутся в рамках комплексной экспедиции Русского Географического общества "Гогланд". У экспедиции множество целей - сохранение уникальной экологии Внешних островов Финского залива, спасение останков военной техники, и далеко не в последнюю очередь - поиск погибших в годы войны бойцов. Экспедиция стартовала еще в 2013 году, лично я принимал участие в сезонах 2016 и 2017 годов на Большом Тютерсе, где ведутся основные поисковые работы.В данной теме буду выкладывать как фотографии сделанные мною и моими товарищами, а так же постараюсь немного рассказать о истории Острова. И да, прощу простить некоторую неспешность, поскольку фотографий - масса и отбирать наиболее интересные довольно тяжело.)
Углубляться в историю Внешних островов в целом и Большого Тютерса в частности я не буду. По этой теме уже довольно много можно прочитать как на сайте РГО так и на Вики, и повторяться тут будет излишеством. Но некоторые фото для понимания картины буду выкладывать по ходу рассказа. Итак начнем. Самым безопасным и удобным подходом к Тютерсу является старая финская бухта. На ее берегу которой до 1940 года располагалась довольно живописная деревушка - на первом фото, собственно, аэроснимок деревни, сделанный во второй половине 1920х годов.В 1940 году, после советско- финской войны, остров отошел Союзу, и финское население, оставившее свои дома было эвакуировано. Сами дома простояли до 44 года, а кирха простояла и вовсе до 1990х годов, пока ее не спалили туристы.
Аэрофотосъемка 20х годов: Обезлюдевшая деревня. Снимок 1942 года А вот снимок с приблизительно того же ракурса, сделанный мною в 2016 году. От деревни остались лишь каменные фундаменты скрытые кустарником, и погреба -"ледники".
По возможности - продолжайте, очень интересно. Тем более почитать о экспедиции как бы от первоисточника, и тем более Крымчанина.
До 2015 года Тютерс был "музеем под открытым небом" - правда, экспонаты этого музея стремительно умирали и разрушались. Немцы уходили с острова в спешке, и не успевали эвакуировать всю тяжелую матчасть, и потому попросту выводили ее из строя. Наша трофейная команда не увидела в разукомплектованых и подорванных орудиях ничего ценного и потому они были брошены "как есть", а пограничный статус острова спас железо от металлистов. Орудие "Бофорс" на берегу. Сейчас орудие вывезено с острова. Одна из самых интересных реликвий острова - Pak 36 (r) немецкая модернизация 76-мм дивизионной пушка образца 1936 года. Тоже вывезено, и насколько мне известно - орудие будет экспонироваться в парке "Патриот" в Москве. Тяжелые орудия французского производства на острове: Сами орудия немцы вывезти успели, а вот части лафетов и передки бросили. Забегая немного вперед скажу что некоторые из них были найдены в экспедиции 2017 года:
Но все таки главной особенностью острова были несколько батарей знаменитых 8,8 cm FlaK 18/36/37, объединенных в единую сеть при помощи нескольких ПУАЗО.Конечно, довольно странно, но факт: в 44 году немцы почему то не смогли или не захотели вывезти крайне ценные ПУАЗО и попросту подорвали их на местах. Подорвали конечно качественно, но даже то, что осталось- уникально, ибо немецких ПУАЗО времен войны сохранилось меньше, чем пальцев на одной руке плохого токаря. "Флаки" на позициях, сентябрь 1942 года. Одно из орудий было давно известно всем, кто так или иначе попадал на остров - оно торчало из песка островной дюны, находящейся в восточной части острова. Именно там располагалась одна из зенитных батарей: Однако, руководством экспедиции был сделан логичный вывод: Ежели немцы не потрудрудились вывезти большую часть орудий острова, то вероятнее всего вся батарея погребена под песками дюны.В 2016 году было решено более детально обследовать дюны, и догадка получила первое подтверждение: Под песком нашелся сильно поврежденный лафет с элементами качающейся части Flak-а. Это давало надежду найти и остальные орудия батареи, а так же хотя бы остатки ПУАЗО. Но в 2016 году главная цель экспедиции была несколько иная ( о ней я расскажу ниже) и потому исследование дюны на время было заморожено - до сезона 2017 года.
В 2017 году исследования дюны продолжились. Не без трудностей удалось частично наложить довольно приблизительную схему расположения "дюнной" батареи на современный спутниковый снимок и карту, после чего дело пошло значительно веселее. Тот самый кусочек карты. Сама карта была взята из довольно поверхностного немецкого отчета, изначально не предполагавшего какой- либо точности, и потому позиции указаны с серьезным разбросом относительно реальности и масштаба. Сужение районов поиска быстро принесло первые результаты, причем достаточно внушительные. Был обнаружен прицеп ПУАЗО с остатками, собственно, самой ПУАЗО: Было видно, что имущество уничтожалось в спешке: вокруг прицепа было разбросанно множество личного имущества расчета, в том числе и абсолютно целая каска м40, а в ящиках для ЗИПа завалялось пара картонных коробок с 7,92, каким то чудом не пострадавших при взрыве.
Однако после находки прицепа ПУАЗО удача на некоторое время от нас отвернулась - все крупные металлические "аномалии" георадара на проверку оказывались кучей вездесущих снарядных тубусов и орудийных гильз, которыми остров буквально покрыт толстым слоем. Серьезно, невозможно сделать десяти шагов чтоб не споткнуться о тубус, гильзу или болванку. Большая часть из них лежит в том виде, в котором их бросили немцы в 44 или наши саперы в 45-46 годах. Крышки тубусов.Вот все таки меня поражает качество их изготовления - многие выпуска середины войны. А латунные кольца - защелки и ручки которые спустя столько лет крутятся без какой либо разработки- при том что все лежит на открытом воздухе. Кстати, одна из задач экспедиции, как я говорил вначале - экологическая. Волонтеры со всей России собирают по острову железный лом в виде тубусов и гильз на берегу бухты для дальнейшей утилизации. На первом фото видно, что куча тубусов по высоте как ГАЗон - так вот к концу 2017 года на берегу скопилось 2 таких кучи. Причем оставшаяся за кадром еще выше и пошире раза в полтора. "Лесные тубусы" собирают для транспортировки на берег
На сегодня возьму небольшой перерыв, и пока что - вот такая банка из под норвежских сардин с весьма знаковой датой изготовления. На остров их видимо завезли одной большой партией, так как все виденные мною банки из под оных с одной датой.