Бытовые подробности устройства 5-го бастиона

Тема в разделе "КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856", создана пользователем Totleben, 12 сен 2016.

  1. Totleben

    Totleben Мл.Сержант

    Регистрация:
    11 сен 2016
    Сообщения:
    78
    Симпатии:
    98
    Баллы:
    6
    Пол:
    Мужской
    СРАЖЕНИЕ ПРИ ПЯТОМ БАСТИОНЕ

    Петухи.jpg
    Неудачная попытка штурма Севастополя 6 июня 1855 года заставила союзников всерьёз озаботиться земляными работами. Днём и ночью бесчисленные сапёры и рабочие из пехотинцев долбили камень севастопольской скалы, пробивая траншеи и ходы сообщения, могущие дать возможность атакующим войскам без большого урона скопиться в укрытии, как можно ближе к грозным русским батареям Главного Редута и Большого Редана, которые французы и англичане по праву считали ключами ко всей системе обороны Севастополя.

    На бастионах Севастополя наступило затишье. Не молчали только огромные мортиры английского редута «Виктория» и регулярно, без отдыха, сутки напролёт посылали в город свои смертоносные гостинцы. Изредка французы, снарядив очередную партию «конгревовых» ракет, соревновались в достижении ими Северной стороны Севастополя.

    Русские пушки молчали. Картечные заряды в их стволах ждали своего часа, когда синие французские куртки и алые британские мундиры расцветят по-весеннему зелёное поле аккурат перед их холодными жерлами.

    На бастионах продолжалась обычная жизнь: производилась починка снаряжения, замена негодного инвентаря и вооружения, отсыпка траверсов и гласиса, маскирование амбразур. Обустраивался быт; матросы по-хозяйски налаживали камбуз, ладили подземные казармы в глубине траверсных насыпей, устраивали отхожие места.

    Батареи обживались. Из закутка, огороженного плетнём, слышалось сытое хрюканье поросёнка, довольного флотским харчем. По утоптанной матросскими сапогами площади бастиона перед аппарелями орудийных площадок бродили куры, в надежде отыскать что-нибудь съедобное до того момента, когда сами квочки будут поданы с гречневой кашею.

    Предметом особой гордости Пятого бастиона был красавец петух. Радужное оперение его, малиновый гребешок и оранжевые лапы хозяина куриного гарема возбуждали нескончаемые шутки артиллеристов, наблюдавших за похождениями пернатого бонвивана. Ревность петуха была неимоверной. Достаточно было матросу непочтительно отпихнуть сапогом мешавшую работе курицу, как он тут же становился жертвой пёстрого смерча, вооружённого огромным клювом и острейшими когтями. Но более всего негодовал петух, когда на бастион случалось забрести сопернику своего же роду-племени. Тогда битва разгоралась не на жизнь, а на смерть. Незадачливого посетителя ждала жесточайшая трёпка, и только бесславное бегство могло спасти пришлого петушка от гибели и упокоения в матросских утробах.

    Но изысканное и многочисленное общество несушек привлекало всех кавалеров в округе и, как-то раз на бастион заявился достойный соперник артиллерийскому петуху. Претендент был расцветкой невзрачнее, комплекцией поплоше, но пыл имел вполне под стать французскому зуаву. Петухи сшиблись и покатились кувырком. Когда они расцепились и утвердились на ногах, стало заметно, что роскошное оперение аборигена потерпело значительный урон, а один глаз претендента похоже уж более не понадобится владельцу. Сохранивший зрение бастионный петух бросился в атаку и оттеснил противника на гласис батареи. Потерпевший соперник вынужден был искать спасения, бросившись с горжи вниз в ров, ограждавший бастион. За рвом длилось пространство саженей в сто, за которым начинались передовые линии неприятеля. Французы, привлечённые суматохой и шумом в бастионе, отложили свои штуцера и принялись наблюдать за схваткой ревнивцев. Сражение не продлилось долго. Недостаток обзора лишил претендента возможности парировать удары шпорами лап противника и вскоре уже красавец-хозяин, изрядно потрёпанный, немилосердно расклёвывал труп побеждённого, марая свой роскошный гребень, и без того туго налитый кровью.

    В этот момент из французской траншеи поднялся на бруствер зуав со штуцером в руках. Мгновенно приложившись, француз произвёл выстрел. Пуля, вместо того, чтобы поразить счастливого победителя, угодила в несчастную жертву, превратив его и без того покалеченное тельце в обрывки перьев. Ошеломлённый петух-победитель заметался, не в силах понять, куда делось тело соперника и где его птичник-бастион. Промахнувшийся по цели зуав бросил в траншею бесполезный уже штуцер и пустился во весь опор к русскому бастиону, рассчитывая захватить в плен победителя турнира.

    Но не тут-то было. Из числа батарейцев, наблюдавших за сражением, наводчик Яков Смертный, известный своими похождениями в слободке с красноречивым прозвищем «Магдалиновка», ловко перескочил ров у амбразуры и в считанные секунды умыкнул петуха на глазах у ошеломлённого неприятеля. К чести французов, ни одного выстрела не раздалось из их рядов; и спаситель, с петухом за пазухой, благополучно вернулся к своим товарищам и к едва не утратившим своего султана, курам.

    Счастье их длилось недолго. Уже вскоре, возобновившаяся бомбардировка Севастополя осадной артиллерией союзников уничтожила и птичий дворик и многих из тех, кто в погожий июньский денёк смеялся над взрывом птичьих страстей.


    Примечания:

    Главный Редут – бастион Малахова кургана.
    Большой Редан – Третий бастион.
    Редут «Виктория» - главный артиллерийский парк британцев.
    «конгревовые» ракеты – род ракетного оружия.
    Траверсы, гласис, горжа, амбразуры – детали устройства бастиона.
    Камбуз – кухня.
    Бонвиван – гуляка.
     

Поделиться этой страницей