Командиры Подводных Лодок

Тема в разделе "ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ", создана пользователем Андрей Сергеевич, 18 фев 2016.

  1. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    АЛЕКСЕЕВ БОРИС АНДРЕЕВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "С-33"

    Алексеев Борис Андреевич и С 33.jpg


    Алексеев, Борис Андреевич

    Родился 3 января 1909 года в селе Вахромеево Икрянинского района Астраханской области.
    В Военно-Морском Флоте с 1931 года. В 1932 году окончил курсы командиров запаса Учебного отряда Морских Сил Чёрного Моря. В 1933 году - специальные курсы командного состава. В 1936 году — отдел подготовки кадров командного состава учебного отряда подводного плавания (УОПП) имени С. М. Кирова в Ленинграде.

    С декабря 1939 года проходил службу на Черноморском флоте, и до февраля 1940 года находился в распоряжении военного совета флота.
    В июне 1940 года стал командиром ПЛ «С-33», которая была принята от промышленности и вошла в состав Черноморского Флота в декабре 1940 года.
    Участник обороны города-героя Севастополя и освобождения Крыма.

    В 1941 −1944 годах командир «С-33» совершил 18 боевых походов на коммуникации противника, а в мае — июне 1942 года, когда его подлодка находилась в ремонте, Б. А. Алексеев в качестве обеспечивающего командира на ПЛ «С-31» совершил два похода в Севастополь, доставив в осажденный город боеприпасы и продовольствие, эвакуировал оттуда раненых и больных.

    С апреля по июнь 1943 года — командир по оперативной части бригады подводных лодок без сдачи дел командира ПЛ «С-33».
    В 1943—1944 годах подлодка «С-33» осуществляла боевую деятельность на коммуникациях противника между Севастополем и западными портами Чёрного моря, а также у побережья Крыма с целью нарушения перевозок и снабжения южной группы гитлеровских войск. В боевых походах командир ПЛ активно вёл поиск вражеских конвоев, смело и решительно атакуя их, несмотря на мощное противодействие противолодочных кораблей.

    В послевоенные годы было установлено, что 20 апреля 1943 года подлодкой «С-33» под командованием Алексеева Б. А. был потоплен румынский транспорт «Сучава», водоизмещением 6876 брутто тонн. 22 сентября и 27 декабря 1943 года «С-33» потопила торпедами два транспорта противника водоизмещением 6000 тонн и 4000 тонн. 12 мая 1944 года к юго-западу от мыса Сарыч Б. А. Алексеев обнаружил вражескую быстроходную десантную баржу, находившуюся без хода, осмотрел её и потопил артиллерийским огнём, предварительно сняв с неё кормовой флаг военно-морского флота гитлеровской Германии.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану 2-го ранга Алексееву Борису Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3812). Подводная лодка «С-33» преобразована в гвардейскую.
     
    бетман и Старшина Команды нравится это.
  2. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ПАВЛЕНКО СТЕФАН КЛИМЕНТЬЕВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "С-32"


    Павленко Стефан Климентьевич и С32.jpg


    Павленко Стефан Климентьевич

    Родился 24 октября 1905 года.
    В Военно-Морском флоте с 1933 года, капитан 3 ранга.С мая 1940 – командир «С-32». Награжден орденом Красного Знамени.
    Погиб вместе со своей лодкой.В момент гибели "С-32" на борту было 48 человек.

    Подводная лодка «С-32» IX-бис серии заложена 5 октября 1937 года на стапеле завода № 198 (им. Марти) в городе Николаеве под строительным номером 348. Спущена на воду 27 апреля 1939 года, 19 июня 1940 года вступила в строй и 25 июня вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года «С-32» встретила под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Павленко Стефана Климентьевича в составе второго дивизиона первой бригады Подводных Лодок Черноморского Флота находясь на гарантийном ремонте в Севастополе.

    По вступлении в строй лодка была направлена на дозорную позицию № 2 юго-западнее мыса Сарыч, где встреч с кораблями противника не было.
    Во втором походе подводная лодка патрулировала район мыса Эмине (позиция № 13). В ночь на 28 августа лодка высадила на территорию противника, в районе устья реки Камчия группу болгарских коммунистов из 9 человек. В ночь на 6 сентября «С-32» обнаружила конвой противника в составе итальянских танкеров «Тампико» и «Суперга». Командир решил произвести атаку в надводном положении, но старшина 1 статьи Резников, несший вахту в центральном посту, неправильно понял команду и открыл кингстоны цистерн главного балласта. Лодка начала погружаться. В последний момент командир подводной лодки успел прыгнуть вниз и задраить за собой люк. На мостике остались четыре человека верхней вахты – вахтенный командир лейтенант Т.Ф. Сливко, старшина 2 статьи Ф.С. Светленко, старшина 2 статьи И.И. Вайнер и краснофлотец П.К. Горбачев. Через полторы минуты субмарина всплыла, но люди погибли.

    Третий боевой поход подводной лодки в октябре 1941 года прошел у мыса Эмине (позиция № 22). 16 октября «С-32» обнаружила ставящие мины румынские минзаги «Адмирал Мурджеску» («Amiral Murgesku») и «Дачия» («Dacia») в охранении эсминцев «Марашешти» («Marasesti») и «Реджеле Фердинанд» («Regele Ferdinand I») но выйти в атаку не удалось из-за слишком большой дистанции до цели.

    В ноябре «С-32» привлекают к артобстрелам береговых целей. Вечером 19 ноября подводная лодка обстреляла Ялту, выпустив по городу 113 100-мм снарядов, 350 12,7-мм и 250 7,62-патронов.

    После проведения текущего ремонта и докования «С-32» в марте 1942 года лодка сделала ещё один безрезультатный поход к мысу Куру-Бурну (позиция № 37), а с конца мая она была привлечена к снабжению осажденного Севастополя, сделав туда семь рейсов. Подводная лодка доставила к Крымским берегам 320 тонн боеприпасов, 80 тонн продовольствия и 80 тонн бензина. На Кавказ было эвакуировано 140 человек.

    В последний поход «С-32» вышла утром 26 июня 1942 года с грузом 40 тонн боеприпасов (300 120-мм минометных мин, 6000 82-мм минометных мин, 24 152-мм артиллерийских снаряда обр. 1931 г. и 32 тонны авиационного бензина) для защитников Севастополя, но туда так и не прибыла.

    Вероятно, вечером (18.50 мск) 26 июня «С-32» стала жертвой немецкого самолета «He-111» из состава 2KG/100 (бортовой 6N+DL) в точке 44°12' с.ш./33°48' в.д., а груз субмарины способствовал ее мгновенной гибели. В пользу этой версии гибели субмарины говорит то, что находившаяся в это время неподалеку «Щ-212» слышала взрыв большой силы. Есть данные, что корпус подводной лодки найден на дне юго-западнее Ялты. Принимая во внимание причину гибели корабля и глубину моря в данном районе, данная информация вызывает большие сомнения.

    Версия гибели «С-32» в результате атаки итальянской сверхмалой подводной лодки «CB-3» (командир капитан-лейтенант А.Руссо) 26 или даже 15 июня не соответствует действительности. 26 июня «CB-3» находилась в Констанце, а патрулировавшая в этот день у мыса Сарыч «CB-4» не атаковала.
     
    бетман и Старшина Команды нравится это.
  3. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    БЕЛОРУКОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "С-31"

    Белоруков Николай Павлович и С31.jpg

    Белоруков Николай Павлович

    Командир подводной лодки «С-31». В будущем выдающийся Советский военачальник, контр-адмирал.
    Родился в г. Ветлуга Нижегородской области, в семье пчеловода-инструктора.

    С 1938-го по 1939 год проходил специальные курсы командного состава подводного плавания в Ленинграде. После окончания этих курсов в 1939 году получил назначение на должность помощника командира подводной лодки «С-31» 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота, а в мае 1942 года принял командование этой подлодкой, командуя которой, дошел до Победы. После войны, осенью 1945 года поступил в Военно-морскую ордена Ленина академию имени К.Е. Ворошилова, после окончания которой был назначен в Главный штаб Военно-морского флота. Первое время Николай Павлович занимался вопросами перспективного развития флота, а позже - боевой подготовкой подводных лодок, в том числе и атомных. Награжден двумя орденами Красного Знамени, Нахимова II степени, Отечественной войны I степени, двумя Красной Звезды, медалями.

    Подводная лодка «С-31» IX-бис серии заложена 5 октября 1937 года под стапельным номером 347 на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве. 22 февраля 1939 года подводная лодка была спущена на воду, 19 июня 1940 года она вступила в строй, и 25 июня 1940 года вошла в состав Черноморского флота. Белоруков Николай Павлович в командование лодкой как командир вступил 8 мая 1942 года.

    Первые выходы подводной лодки с новым командиром связаны со снабжением Севастополя.Всего за пять рейсов в Севастополь «С-31» доставила туда 210.703 кг боеприпасов, 25154 кг продовольствия, 45 тонн бензина и 9 человек, вывезя на Большую землю 43 военнослужащих и 18 гражданских лиц.

    Следующий боевой поход «С-31» был связан с обеспечением набеговой операции советских торпедных катеров на Ялту. Субмарина должна была провести разведку Двуякорной бухты, после чего она должна была отойти от брега на 10 миль и ночью, в назначенное время, в течение часа прожектором освещать мористую часть горизонта, наводя торпедные катера.

    Вечером 12 сентября «С-31» вышла для действий в пределах позиций № 47 – 48 (Яла – Феодосия).
    Удачно проведя разведку Двуякорной бухты и доложив ее результаты командованию, подводная лодка в ночь на 20 сентября приступила ко второй части задания – передачи на катера разведданных и их наведение на цель.

    Днем 22 сентября у Ялты «С-31» выпустила две торпеды по десантной барже на буксире тральщика под охраной трех торпедных катеров, но безуспешно в ответ, торпедный катер сопровождения сбросил в предполагаемом нахождении подводной лодки 6 глубинных бомб.

    Вечером 27 сентября лодка с дистанции 51 кбт обстреляла из 100-мм орудия Ялтинский порт, выпустив за 5 минут 22 снаряда, в результате чего, по воспоминаниям командира подлодки Н. Белорукова, в порту возник пожар. Уже через две минуты после открытия огня, попав под ответный огонь неприятельской береговой артиллерии, подводная лодка вскоре была вынуждена погрузиться.

    В январе 1943 года подводная лодка встала на текущий ремонт. После вступления в строй «С-31» было представлено время на проведение боевой подготовки, субмарина вышла в учебный поход к берегам Турции. Отработка учебных задач была совмещена с опытами воздействия на человека «противосонных таблеток» – фенамина, которые проводил начальник кафедры Военно-морской медицинской академии подполковник П.И. Бениваленский. Днем 11 июля в 80 милях западнее Поти «С-31» обнаружила шумы немецкой подводной лодки «U-23», которую безрезультатно преследовала до вечера.

    Днем 9 декабря «С-31» сумела отличиться, выпустив 4 торпеды по конвою десантных барж. Одна из торпед, идущая по поверхности угодила в борт десантной баржи «F-580», вместе с ней отправив на дно несколько полевых орудий и 20 тонн боеприпасов; вместе с кораблем погибло 12 человек.

    В середине января командир субмарины Н.П. Белоруков получил ранение в результате динамитной «рыбалки» на озере Имнат близ Поти; его заменил Б.А. Алексеев, чья подлодка «С-33» пока стояла в ремонте.

    Утром 13 апреля «С-31» заняла район юго-западнее мыса Херсонес (позиция № 9), где уже через несколько часов атаковала один из первых крупных конвоев из Севастополя. Торпедный веер с дистанции чуть больше 4 кбт был выпущен по румынскому транспорту «Ардял» (5695 брт), и, хотя через 38 секунд на подводной лодке зафиксирован взрыв, конвой, в который кроме «Ардяла» включал в себя румынский транспорт «Тиса» и немецкий «Хельга» прибыл в Констанцу без потерь. Атака подлодки не осталась без внимания, сопровождавший суда большой охотник «Uj-103» сбросил на безопасном удалении от субмарины 26 глубинных бомб.

    Еще один шанс отличиться был упущен подлодкой вечером 18 апреля, когда она была отогнана охотником «Uj-104» от румынского транспорта «Альба Юлия», который к тому времени был уже основательно поврежден советской авиацией. Противолодочный корабль сбросил на субмарину 13 глубинных бомб, и, так как на поверхности воды появились «обманки» - деревянные обломки, посчитал подлодку уничтоженной и прекратил преследование.

    Последний боевой поход «С-31» провела в районе Бургаса (позиция № 46/54). Несмотря на то, что патрулирование постоянно сопровождали мелкие поломки, командование оставило подводную лодку на позиции сверх запланированного срока.

    5 ноября 1944 года «С-31» награждена орденом Красного Знамени.
    До конца войны подводная лодка находилась на консервации, ожидая высвобождения мощностей черноморских судоремонтных предприятий. 14 марта 1955 года «С-31» была выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-23» и поставлена на прикол. 14 марта 1975 года корпус субмарины сдан на слом и вскоре разобран на металл в Севастополе.
     
    бетман и Старшина Команды нравится это.
  4. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ФАРТУШНЫЙ ИЛЛАРИОН ФЕДОРОВИЧ на ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ "С-31", "Щ-207", "Л-23"

    Фартушный Илларион Федорович и С31.jpg

    Фартушный Илларион Фёдорович


    Родился 3 ноября 1909 года
    Уроженец села Великая Костромка Апостоловского района Днепропетровской области.
    В РККФ с 1931 года, капитан 3 ранга.

    Образование – пром. техникум (1930), курсы при учебном отряде Морских сил Черного моря (1933), Специальные курсы командного состава ВМС РККА (1934), Учебный отряд подводного плавания им. Кирова (1938).

    Карьера - краснофлотец (1931 – 1932), командир группы БЧ-3, командир БЧ-3 ПЛ «Д-5» (1934 – 1936), помощник командира ПЛ «Д-6» (февраль 1938), командир «Щ-207» (февраль 1938 – март 1939), командир «С-31» (март 1939 – май 1942). В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны, капитан-лейтенант. С мая 1942 года командир «Л-23». Участник боевых походов.

    Погиб вместе со своим кораблем.
    Награжден орденом Ленина (1942), орденом Отечественной войны I степени (1944) медалью «За оборону Севастополя».
     
    бетман нравится это.
  5. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    БУЯНСКИЙ БЕНЦИОН СОЛОМОНОВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "А-2"

    Буянский Бенцион Соломонович.jpg

    Буянский Бенцион Соломонович

    Капитан-лейтенант командир подводной лодки А-2 . Родился в 1913 году. В ВМФ с 1936 года.
    Нагрожден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медаль "За оборону Севастопаля" и другими медалями.

    Подводная лодка «А-2» (бывшая «АГ-24», «Коммунист»)

    Подводная лодка «А-2» построена американской фирмой «Electric Boat & Co» в Канаде по заказу Великобритании в 1916 году. Перекуплена Россией и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль». В августе 1917 года подводная лодка зачислена в списки российского флота под обозначением «АГ-24». Революция и Гражданская война не позволили достроить корабль. Подводная лодка перезаложена 1 июня 1920 года (по другим данным 22 ноября 1919) в присутствии представителя ЦК ВКП(б) наркома просвещения А.В. Луначарского и этот же день в честь высокого гостя получила новое название в духе времени – «имени тов. Луначарского». 2 апреля 1921 года субмарина спущена на воду и 22 июля 1921 года под командованием краскома Шредера Георгия Августовича вошла в состав Морских сил Черного моря. Это была вторая Советская подводная лодка в Черном море. В 1921 – 1922 году субмарина нанесла визиты в Инеболу и Самсун, а 31 декабря 1922 года переименована в «Коммунист». В 1927 – 1928 и 1932 – 1934 годах подводная лодка прошла капремонт. В октябре 1930 субмарина нанесла визит в Стамбул. В декабре 1935 года «А-2» совершила 2-х недельное автономное плавание, пройдя в надводном положении 1498,7 мили и 100,2 мили под водой, первой из Черноморских подлодок вдвое превысив нормы автономного плавания. В начале 1942 года встал вопрос о привлечении подводных лодок типа «М» и «АГ» к действиям на вражеских коммуникациях в западной части Черного моря. Базируясь на Поти при своей автономности «американки» не могли долго находиться в зоне боевых действий, поэтому было принято решение об их переводе в Севастополь. 7 апреля 1942 года «А-2» прибыла к месту нового базирования, откуда уже через четыре дня направилась к Одессе (позиция № 31). В первом по настоящему боевом походе противник встречен не был.

    Патрулирование этого района в мае так же не принесло результата, хотя подводная лодка имела контакт с отдельными судами и конвоем противника. Атаки срывались из-за неправильного маневрирования, невыгодного курсового угла, либо, по мнению командира, малоценности цели. Вернувшись в Севастополь, «А-2» вскоре вновь находилась в готовности к выходу в море, как 27 мая в 22.35., когда подлодка стояла у стенки в Южной бухте, она подверглась налету авиации противника. Две 250-кг бомбы разорвались в 30 м от субмарины. «А-2» получила около 120 осколочных пробоин в ограждении рубки, надстройки и корпуса, был выведен из строя перископ и его подъемное устройство, перебиты трубопроводы осушения цистерн главного балласта. Частично исправив повреждения, 1 июня субмарина вышла в Очамчири для окончательного восстановления боеспособности.

    Закончив ремонт, подводная лодка принимает участие в снабжении осажденного Севастополя. Вечером 29 июня «А-2» под командованием командира 6-го дивизиона ПЛ Р.Р. Гуза (штатный командир субмарины в этом походе выступал в качестве дублера) имея на борту 8,5 тонн 152-мм артиллерийских снарядов, 4,5 тонны боеприпасов для авиации и 2,5 тонны продовольствия вышла из Новороссийска к берегам Крыма. На рассвете 1 июля, когда подводная лодка прибыла к подходному фарватеру Севастополя, ее атаковали самолеты и катера противника, осуществляющие блокаду крепости. Интенсивность атак была весьма высокой, (подводники насчитали около 200 взрывов), но серьезных повреждений, кроме выхода из строя гирокомпаса, подводная лодка не получила. В ночь на 2 июля, когда стало ясно, что судьба Севастополя решена, «А-2» получила приказ выбросить груз в море и идти в Херсонесскую бухту для приема на борт людей. Под руководством помошника командира подводной лодки старшего лейтенанта Буянского Б. С, с большим трудом личный состав ПЛ выбросил за борт ящики с боезапасом (тяжелые ящики со снарядами пришлось таскать через всю лодку), субмарина вечером 2 июля, форсировав минное поле, приблизилась к берегу. В перископ было видно, что на берегу в разных местах идет рукопашный бой. В 100 метрах от уреза воды «А-2» дала сигнал белым светом. В ответ с берега немцы открыли огонь из пулеметов. Субмарина осталась в надводном положении, так как ее сигнал увидели и защитники Севастополя. В течение часа подводная лодка приняла 13 человек из состава 1-го гвардейского зенитного полка ВМФ, которые подплывали к субмарине на плотах, сделанных из бортов грузовиков. В 20.30. видимость улучшилась, к обстрелу подводной лодки подключилась артиллерия, и ей пришлось отойти мористее. Ждали личный состав 35-й береговой батареи. Еще 2,5 часа подводная лодка находилась у берега, но спасать больше было некого. Подводная лодка А-2 была последней ПЛ ,которая была в Севастополе. Утром 5 июля «А-2» прибыла в Новороссийск.

    18 сентября командиром корабля стал капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Буянский Бенциан Соломонович.
    Вечером 22 ноября «А-2» вновь направилась для действий на вражеских коммуникациях у Ялты, имея приказ о высадке разведгруппы в районе мыса Никиты. 27 ноября при попытке высадить разведчиков, подводная лодка подверглась обстрелу с берега. В дальнейшем из-за сложных погодных условий группу высадить так и не удалось. В течение января и в начале февраля 1943 года «А-2» выполняет ряд спецзаданий в рамках проведения десантной операции у Южной Озерейки – Мысхако. Подводная лодка должна была, проведя разведку берега, установить два светящихся буя для указания места высадки войск. После упорных тренировок под наблюдением гидрографа капитан-лейтенанта Сахоткина, который принимал участие в предыдущих разведывательных выходах субмарины, вечером 3 февраля «А-2» быстро и четко выполнила поставленную задачу. Во второй половине февраля подводная лодка патрулировала район мыс Сарыч – Судак (позиция № 7, с 26 февраля действовала в пределах позиции № 61, сектор мыс Опук – меридиан 36°), но кораблей противника не встретила.

    Первая торпедная атака субмарины состоялась только 20 июня. В это день субмарина находилась на позиции в районе Киик-Атлама – мыс Опук (позиция № 86 – запасная). После того, как в точке 44°53,4' с.ш./ 35°56,3' в.д. «А-2» выпустила две торпеды по десантной барже из состава конвоя, на подводной лодке были зафиксированы два взрыва. Противник не подтверждает успешность атаки подводной лодки, отмечая, что десантная баржа «F-307» наблюдала след одной из торпед. Вторая попытка открыть счет произошла только после безрезультатного патрулирования района между Севастополем и Феодосией (конец июля – начало августа 1943, позиции № 83, 84 и 86-запасная), когда 16 сентября «А-2» в точке 44°45,5' с.ш./34°45,6' в.д. (пределы позиции № 84) атаковала конвой из десантных барж. Торпеды в цель не попали, а одна из них прошла рядом с десантной баржей «F-369». Удача сопутствовала подводной лодке лишь в следующем боевом походе, когда она действовала в районе позиции № 97 у южного побережья Крыма. Днем 10 октября одна из торпед «А-2» попала в борт десантной баржи «F-474», которая следовала в составе крупного конвоя, проводящего эвакуацию Кубанского плацдарма. Корабль с грузом военного имущества затонул в точке 44°28' с.ш./34°13' в.д., погиб 1 человек. Противник контратаковал субмарину, безуспешно сбросив на нее 21 глубинную бомбу. Последний боевой поход «А-2» состоялся в первой половине декабря 1943 года. «А-2» патрулировала район позиции № 92 на коммуникации Севастополь – Констанца. Утром 7 декабря субмарина из-за плохой видимости и неправильного маневрирования не смогла атаковать конвой, а в ночь на 9 декабря она была переразвернута в пределы позиции № 94 (район мыс Тарханкут – Евпатория), где снова в результате неправильного маневрирования не сумела выпустить торпеды по группе кораблей противника. С 14 по 18 декабря «А-2» находилась у южного берега Крыма (позиции № 97, 98), но там никого не встретила. Вернувшись в Поти, «А-2» встала на текущий ремонт, который завершился 15 июля 1944 года. Вступившая в строй подлодка вскоре перешла в Батуми, где 27 сентября при маневрировании на внешнем батумском рейде она попала в противолодочную сеть и подорвалась на подрывном патроне и снова на 6 месяцев вышла из строя. К моменту вступления «А-2» в строй боевые действия на Черном море закончились.

    В марте 1947 году лодка выведена из боевого состава и обращена в плавучую зарядовую станцию (по другим данным субмарина продолжала оставаться в строю, и 16 июня 1949 года получила обозначение «М-52»). В конце ноября 1950 года лодка исключена из списков передана для разборки на металл.
     
    бетман нравится это.
  6. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    КОМАНДИРЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК С МАРКИРОВКОЙ "А" и "Щ"

    Маркировка "А"

    Подводная лодка А-4
    Трофимчук С.А., Касаткин А.П.
    Подводная лодка А-5 Матвеев В.И.

    Маркировка "Щ"

    Подводная лодка Щ-201
    Парамошкин П.И.
    Подводная лодка Щ-202 Бибель М., Леонов М.В., Касаткин А.П.
    Подводная лодка Щ-203 Немчинов В.Н.
    Подводная лодка Щ-204 Гриценко И.М.
    Подводная лодка Щ-205 Дронин П.С., Сухомлинов П.Д.
    Подводная лодка Щ-206 Каракай С.А.
    Подводная лодка Щ-207 Панов Н.А.
    Подводная лодка Щ-208 Беланов Н.М.
    Подводная лодка Щ-209 Суходольский Н.В., Киселев И.Н., Иванов В.И.
    Подводная лодка Щ-210 Зельбст И.Л.
    Подводная лодка Щ-211 Девятко А.Д.
    Подводная лодка Щ-212 Кукуй Г.А., Бурнашев И.К.
    Подводная лодка Щ-213 Денежко Д.М., Исаев Н.В.
    Подводная лодка Щ-214 Власов В.Я.
    Подводная лодка Щ-215 Коршунов В.А., Апостолов Г.П., Грешилов М.В., Стрижак А.Г.
    Подводная лодка Щ-216 Карбовский Г.Е.
     
    бетман нравится это.
  7. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    КОМАНДИРЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК С МАРКИРОВКОЙ "Л" и "М"

    Маркировка "Л"

    Подводная лодка
    Л-4
    Поляков Е.П.
    Подводная лодка Л-5 Жданов А.С.
    Подводная лодка Л-6 Буль С.П., Гремяко Б.В.
    Подводная лодка Л-23 Шацкий В.Л., Фартушный И.Ф.
    Подводная лодка Л-24 Апостолов Г.П.

    Маркировка "М"

    Подводная лодка
    М-31
    Расточиль Е.Г.
    Подводная лодка М-32 Колтыпин Н.А.
    Подводная лодка М-33 Суров Д.И.
    Подводная лодка М-34 Голованов Н.И.
    Подводная лодка М-35 Грешилов М.В.
    Подводная лодка М-36 Комаров В.Н.
    Подводная лодка М-51 Александров В.А., Прокофьев В.М., Голубев М.М.
    Подводная лодка М-52 Оболенцев Г.П., Цебровский Г.Н.
    Подводная лодка М-54 Бродский Э.Б., Николаев А.А.
    Подводная лодка М-55 Бродский Э.Б.
    Подводная лодка М-58 Елисеев Н.В.
    Подводная лодка М-59 Матвеев Г.А.
    Подводная лодка М-60 Кудрявцев Б.В.
    Подводная лодка М-62 Воробьев В.М., Малышев Н.И.
    Подводная лодка М-111 Хомяков М.И., Иоселиани Я.К., Николаев А.А.
    Подводная лодка М-112 Левицкий А., Хаханов С.Н.
    Подводная лодка М-113 Станкевич И.В., Волков А.И., Стрижак А.Г.
    Подводная лодка М-117 Кесаев А.Н., Стрижак А.Г.,
    Подводная лодка М-118 Савин С.С.
     
    бетман нравится это.
  8. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ХМЕЛЬНИЦКИЙ ЯКОВ МОИСЕЕВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "С-34"

    Хмельницкий Яков Моисеевич  и С34.jpg


    Подводная лодка типа «С» (средняя или «Сталинец»), в обиходе просто «Эска» сошла со стапелей судостроительного Заводе № 198 им. Андре Марти в городе Николаев 2 сентября 1939 года и получила обозначение С-34. Лодка повоевала недолго, честно, но малоэффективно. Командиром был назначен капитан 3-го ранга Яков Хмельницкий, кадровый подводник, окончивший в 1932 году Военно-морское училище им.Фрунзе и в 1935 году Курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им.Кирова.

    Военно-морской флаг Советского Союза впервые взвился на гафеле С-34 утром 1 мая 1941 г. С-34 вошла в действующие силы флота, и 15 июля вышла в свой первый поход. Боевая задача - несение дозора на позиции №1, согласно проведенной с началом войны нарезке позиций ПЛ ЧФ, лежавшей юго-западнее Крымского мыса Тарханкут, на пути вероятного выдвижения морских сил противника к Севастополю. После 21 суток первого боевого похода техническое состоянии С-34 потребовало ремонта. По возвращении в Севастополь лодка была поставлена в док. Техобслуживание растянулось с 6 до 29 августа 1941 г.

    Следующую боевую задачу лодка получила 4 сентября - выдвинуться на позицию № 12, между Болгарскими мысами Калиакра и Шаблер и далее к юго-востоку, и заступить в боевой поиск у границы болгарских и румынских территориальных вод. Задание было рискованным. Двенадцатая позиция находилась под носом у основных военно-морских баз неприятеля Варны и Констанцы. Атака С-34 на румынский корабельный отряд не принесла подводникам победы. Уровень противолодочной подготовки румынских моряков оставлял желать лучшего, но даже с учетом этого действия советских подводников при выходе в атаку и уклонении от преследования выглядят адекватными. После атаки на румынский отряд С-34 переместилась в южный сектор своей позиции и продолжила поиск. При этом дважды, 9 и 14 сентября, она попадала на минные постановки болгар в районе мыса Калиакра. 19 сентября С-34 получила приказ возвращаться на базу, и два дня спустя благополучно прибыла в Севастополь.

    17 октября С-34 вышла из Севастополя в третий боевой поход, на патрулирование позиции №22, находящейся у побережья Болгарии, восточнее Варны и мыса Эмине. Поход продолжался 11 суток и оказался безрезультатным. В бортовой журнал С-34 не было занесено не одной записи не то что об атаке, но даже о визуальном контакте на надводного противника. 28 октября подлодка вернулась в Севастополь.

    2 ноября 1941 года С-34 ушла из Севастополя когда по городу уже била тяжелая артиллерия германской 11-й армии Эриха фон Манштейна. Переход в Поти, в ходе которого лодке не раз приходилось укрываться на глубине от атак с воздуха, занял почти двое суток. 4 ноября 1941 г. капитан 3-го ранга Хмельницкий привел свою лодку на новое место базирования.

    8 ноября 1941 г. С-34 покинула рейд в Поти и вышла в свой четвертый боевой поход. Боевая задача - патрулирование позиции №22 у берегов Болгарии.
    Вскоре на базе в Поти приняли радиограмму, в которой С-34 сообщала об успешном движении в намеченный район патрулирования. После этого радиограмм от С-34 больше не было, а уже 11 февраля подводная лодка С-34 была исключена из состава флота со стандартной формулировкой: «Срок автономности вышел, на связь не выходит, признана погибшей». В 1942 г. командира пропавшей лодки Якова Моисеевича Хмельницкого посмертно наградили орденом Боевого Красного Знамени за бой 7 сентября 1941 г. у мыса Шаблер, за его гибель и просто потому, что Советской военной пропаганде были нужны черноморские герои-подводники…

    Утром 15 ноября 1941 года болгарские рыбаки, искавшие сорванные штормом сети на берегу к югу от приморского городка Созопол, заметили в волнах прибоя тело человека, облаченного в резиновый гидрокостюм и маску «наподобие противогазной». О находке было сообщено властям. Первоначально решили, что речь идет о трупе боевого пловца. А если это погибший диверсант, то неподалеку могут оказаться его товарищи. Однако прибывший на место находки из Бургаса капитан 2-го ранга Болгарского флота Неделчев, осмотрев погибшего, заявил: «Это подводник в спасательном снаряжении». Тревоге был дан отбой.

    «15 ноября 1941 года к 10 часам недалеко от города Созопол был выброшен из моря труп матроса красного флота СССР , — записал в протоколе осмотра пунктуальный чиновник. — Погибшему на вид около 22 лет, рост средний, цвет волос — русый, выбрит, одет в тонкий резиновый костюм, в резиновые ботинки, на голове — резиновая маска, смонтированная к дрегеровскому аппарату. Рубашка имеет № 349-312 СССР и советскую эмблему — серп и молот. На брюках у него вышита от руки коричневыми нитками фамилия Терехов и номер — 33». В карманах погибшего среди разной хозяйственной мелочи было обнаружено две плитки шоколада – дефицитного в СССР продукта, изредка попадавшего в рацион подводников и очень ценившегося ими. Возможно, шоколад являлся «аварийным пайком» и был захвачен спешно покидавшими гибнущую субмарину моряками? На основании этой находки один из присутствовавших при осмотре трупа морских офицеров, капитан-лейтент Миныков, сделал первое предположение: «Погибший был выпущен из торпедного аппарата подводной лодки, потерпевшей аварию в подводном положении недалеко от болгарского берега».

    Полиция и местные жители начали прочесывать побережье, и ранним утром следующего дня обнаружили еще одного погибшего подводника в спасательном оборудовании. «16 ноября к 7 часам на расстоянии около 800 метров западнее первого трупа выброшен ещё один труп, тоже матроса флота СССР, — значится в документе. — Второму погибшему на вид около 27 лет, рост средний, цвет волос — черный, волосы густые, выбрит, одет в лёгководолазный костюм, как и первый, номер 36414009, на голове также резиновая маска, смонтированная к дрегеровскому аппарату. В кармане — печатный бланк, заполненный от руки химическим карандашом: «Список личного состава ПЛ С-34 по состоянию на 31 октября 1941 года»». Таким образом болгарским властям стало известно название погибшей подлодки. Врач, осмотревший погибших, сделал заключение, что смерть обоих наступила примерно за один-два дня до их обнаружения, следовательно, предположительная дата гибели С-34 была определена как 13-14 ноября 1941 г. Конкретного заключения о причинах смерти подводников сделано не было, так как вскрытия трупов не проводилось.

    Тела моряков были сфотографированы для отчетности – сначала на месте обнаружения в полном спасательном оборудовании, затем – со снятыми масками и гидрокостюмами, в свитерах и форменных брюках; кителей на погибших не было. Импровизированная комиссия, созданная полицейскими органами Болгарии при участии военных моряков, 17 ноября 1941 г. пришла к заключению: «Судя по обмундированию, по гидрокостюмам, по татуировкам на руках и на груди, по советским эмблемам, по плиткам шоколада… это члены экипажа подводной лодки, потерпевшей аварию в подводном состоянии недалеко от города Бургас, в северной части Бургасского залива. Они погибли после отчаянной попытки выйти из аварийной подводной лодки. При них не было обнаружено документов, удостоверяющих личность, кроме вышитой надписи на одежде светловолосого, более молодого матроса: «Терехов-33»…

    Местом гибели С-34 на данный момент считается точка 42°31,915′ северной широты/28°03,885′ восточной долготы, находящаяся на расстоянии 33 километров по пеленгу 57° от места, где в ноябре 1941 г. были найдены погибшие подводники. Там с помощью гидролокатора на глубине 62 м было обнаружено препятствие, по размерам схожее с лодкой.
     
    бетман нравится это.
  9. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    САВИЦКИЙ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «Д-5»

    Савицкий Сергей Тимофеевич и Д-5.jpg

    Савицкий Сергей Тимофеевич


    Украинец, член ВКП(б) с 1938 года. В РККФ с 1920 года, капитан 2 ранга.
    Образование: командный класс Учебного отряда подводного плавания (1935).

    Участник Гражданской войны, вахтенный начальник, старший помощник командира КЛ «Красное Звезда» Азовской военной флотилии (1920 – 1921); после ее окончание вышел в запас, но в 1933 году вновь призван в ряды РККФ. Дублер командира, командир ПЛ «А-3» (февраль 1935 – июль 1938), командир ПЛ «Д-5» (июль 1938 – октябрь 1941), командир по оперативной части Штаба 1-й бригады ПЛ ЧФ (октябрь 1941 – февраль 1942), командир плавбазы ПЛ «Котовский» (февраль 1942 – 1945), начальник Школы юнг ЧФ (1945 – 1946), старший инженер по портам и оборудованию судов (1946 – 1947). Награжден орденом Отечественной войны I степени (1944), Красной звезды (1947), медалями. Похоронен в Севастополе.

    Подводная лодка "Д-5" ("Спартаковец")

    Заложена 25 марта (по другим данным 14 апреля) 1927 года на заводе № 198 в Николаеве под строительным номером 28/193. 5 апреля 1931 года она вступила в строй, и 17 мая 1931 года вошла в состав Морских сил Черного моря. Первым командиром «Спартаковца» стал М.В. Лашманов.

    В конце октября 1933 года лодка нанесла визит в Стамбул. В сентябре 1934 года субмарина получила литерно-цифровое обозначение «Д-5», но старое название «Спартаковец» продолжали употреблять как в повседневной жизни, так и в официальных документах.

    22 июня 1941 года «Д-5» встретила под командованием капитана 3 ранга Савицкого Сергея Тимофеевича в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ в Севастополе. В июле-августе 1941 года подводная лодка совершила два боевых похода, но противника не встретила. В ходе третьего боевого патрулирования у мыса Шаблер «Д-5» днем 21 сентября неудачно выпустила одну торпеду по итальянскому танкеру «Тампико» (Tampico), шедшего в составе конвоя. В ответ входящие в эскорт миноносец «Налука», гидросамолеты «Cant.501» и «SM.55» так же безуспешно контратаковали субмарину, сбросив 4 глубинных бомбы.

    Днем 21 октября «Спартаковец» вновь вышел к мысу Шаблер, но уже вечером 28 октября оставил позицию и вскоре прибыл в Севастополь.
    Возможно, скорое возвращение подлодки вызвано тем, что еще 21 октября ее командиром назначен старший лейтенант (затем капитан-лейтенант) Стршельнитский Юрий Александрович.

    День Победы «Д-5» встретила на заводе № 201 в ремонте.
    С 15 октября 1946 года лодка находится в распоряжении Научно-исследовательского минно-торпедного института ВМФ. 25 июля 1948 года «Д-5» наконец-то принята от промышленности, но 2 октября 1948 года ее переформировывают в опытовую подводную лодку, а 16 июня 1949 года переименовывают в «Б-32». 29 декабря 1955 года субмарина разоружена, исключена из состава ВМФ и сдана на слом.
     
  10. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ИЗРАЙЛЕВИЧ ИОСИФ СЕМЕНОВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «Д-4»

    Израйлевич Иосиф Семенович и Д-4.jpg
    Заложена 25 марта 1927 года на заводе № 198 в Николаеве под строительным номером 27/192. 6 апреля 1929 года лодка спущена на воду.
    30 декабря 1930 года субмарина вступила в строй, и 5 января 1931 года вошла в состав Морских сил Черного моря. Первым командиром «Революционера» назначен В.С. Сурин. В конце октября 1933 года подводная лодка нанесла визит в Стамбул, а в сентябре 1934 года она получила литерно-цифровое обозначение «Д-4». В декабре 1938 года «Д-4» встала на Севморзаводе в Севастополе на капитальный ремонт и модернизацию.

    22 июня 1941 года подлодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Израйлевича Иосифа Семеновича в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ. По завершению ремонта 27 сентября 1941 года, «Д-4» вместе с другими лодками дивизиона перебазировалась в Поти, откуда 29 сентября 1941 года вышла на дозорную позицию в район юго-западнее Севастополя. Встреч с кораблями противника подводная лодка не имела. С 29 октября по 5 ноября лодка патрулировала в районе мыса Шаблер, но противник и в этот раз встречен не был.

    Вечером 23 ноября вышла в море с заданием обстрела противника в районе Ялты. Вечером 25 ноября лодка с дистанции 54 кбт начала обстрел города, но спустя 10 минут после 40 выстрелов 100-мм орудие субмарины из-за заводского брака стало давать осечки. Сделав еще два залпа, подводная лодка прекратила выполнение задачи, погрузилась и направилась в Севастополь.

    В четвертый боевой поход в район мыса Шаблер «Д-4» вышла вечером 29 ноября. Утром 1 декабря к востоку от мыса Калиакра подводная лодка тремя торпедами атаковала румынский конвой из двух транспортов в сопровождении эсминцев. Через 1 минуту после пуска торпед на подводной лодке услышали два взрыва, после чего подводная лодка подверглась контратаке румынских эсминцев «Реджеле Фердинанд I» (Regele Ferdinand I) и «Реджина Мария» (Regina Maria), которые сбросили на «Д-4» 36 глубинных бомб. Впрочем, разрывы «глубинок» не нанесли субмарине серьезных повреждений.

    В январе и марте 1942 года «Д-4» два раза выходила в район восточнее мыса Эмине. Оба похода проходили в сложных погодных условиях. В мартовском походе во время шторма, когда крен подводной лодки достигал 40°, из 15 аккумуляторных баков частично вылился электролит. Сопротивление аккумуляторов упало до нуля, поэтому «Д-4» была вынуждена прервать патрулирование и вернуться в базу.

    С мая 1942 года, когда под Севастополем шли тяжелые бои, и остро встал вопрос о снабжении крепости, «Д-4» привлекается к транспортным перевозкам для доставки защитникам города боеприпасов и продовольствия. Всего в мае-июне 1942 года «Д-4» совершила пять рейсов по снабжению Севастополя, доставив в город 318,6 тонн груза, из них 123 т боеприпасов, 38 т бензина, 157,6 т продовольствия, эвакуировав на Кавказ 78 человек.

    Днем 27 мая 1942 года в районе мыса Ай-Тодор лодка была атакована катерами противника.
    Вечером 29 мая в районе мыса Утриш у Новороссийска «Д-4» атаковал гидросамолет. Утром 30 мая южнее Керченского пролива подводной лодке пришлось уклоняться срочным погружением от бомбардировщика Ju-87, а днем 31 мая у мыса Херсонес по подводной лодке отбомбился еще один самолет, сбросивший на субмарину 5 бомб. К счастью, «Д-4» избежала повреждений и, выполнив задание, благополучно вернулась в базу, по пути выдержав бомбежку нескольких сторожевых катеров, сбросивших на подводную лодку 22 глубинных бомбы.

    Днем 6 июня на пути в Севастополь у мыса Ай-Тодор, когда субмарина шла в подводном положении, на нее было сброшено 10 авиабомб. При возвращении утром 10 июня на протяжении четырех часов субмарину преследовали сторожевые катера, сбросившие на подводную лодку 15 глубинных бомб.

    Днем 1 июля в районе мыса Херсонес в ходе неоднократных атак сторожевых катеров и авиации на подводной лодке насчитали 506 разрывов бомб. Утром 3 июля в подходной точке фарватера № 3 Севастополя «Д-4» была обнаружена и атакована итальянскими торпедными катерами «MAS-570», «MAS-571» и «MAS-573». Подводная лодка успела погрузиться, после чего противник сбросил на нее 95 глубинных бомб. Понимая, что при таких условиях выполнить поставленную задачу невозможно, командир субмарины принял решение не разгрузившись вернуться в Новороссийск. К этому времени организованное сопротивление Советских войск в Севастополе было сломлено и крепость пала.
     
  11. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ТРОФИМОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «Д-4»

    Трофимов Иван Яковлевич и Подводная Лодка Д-5.jpg


    Трофимов Иван Яковлевич - уроженец города Антрацит Луганской области. Украинец.
    В РККФ с 1934 года, капитан-лейтенант. Окончил Военно-Морское училище им. Фрунзе (1938), отделение помощников командиров ПЛ высших специальных курсов командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (1940).

    Командир группы БЧ-1 ПЛ «Л-5» (с августа 1938 по январь 1939 года), дивизионный штурман (с января по декабрь 1939 года), помощник командира «Д-5» (с января 1940 года). В этой должности встретил начало Великой Отечественной Войны. Командир «Д-5» (с мая 1942 по апрель 1943 года). С мая 1943-го года командир подводной лодки «Д-4». Погиб в море вместе со своим кораблем. Награжден Орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Севастополя».

    Подводная лодка "Д-4"

    Подводная лодка «Д-4» была ветераном Черноморского флота, таким же, как «Д-2» на Балтике и «Д-3» на Севере.
    С 27 мая по 8 июня «Д-4» действовала в Каркинитском заливе. Командуя в 1942 году однотипной подводной лодкой «Д-5» («Спартаковец»), капитан-лейтенант И.Я.Трофимов в декабре уничтожил небольшой транспорт противника.

    1 июня в 14 милях к юго-западу от Евпатории подводная лодка «Д-4» обнаружила танкер, шедший в охранении эскадренных миноносцев «Marasti» и «Marasesti» и двух катеров-тральщиков, направлявшихся в Констанцу. Началась торпедная атака. Сблизившись с конвоем, капитан-лейтенант Трофимов дал залп одновременно из четырех торпед. Через минуту подводники услышали два взрыва. Подводная лодка стреляла торпедами с неконтактным взрывателем. Две из них взорвались в 40 - 60 метрах от борта танкера. После пуска четырех торпед лодку не удалось удержать на перископной глубине, и ее рубка показалась над поверхностью моря. «Marasti» был в этот момент так близко от лодки, что с него открыли огонь не только из орудий и пулеметов, но и из пистолетов. На «Д-4» оказался в двух местах простреленным зенитный перископ. С эскадренного миноносца были сброшены глубинные бомбы. Лодка пошла на погружение и легла на грунт на глубине 84 метров. На поверхности воды над местом погружения лодки показались большие масляные пятна. Танкер, подбитый торпедами с подводной лодки «Д-4», был брошен кораблями охранения и затонул. Для обозначения места потопления танкера противник поставил веху, которая 5 июня была обнаружена подводной лодкой «Д-4», сумевшей уйти от врага, несмотря на повреждение топливных цистерн.

    10 августа в 20 милях южнее Тарханкута лодка «Д-4» повредила торпедой вражеский транспорт «Boy Feddersen» с тоннажем 6689 брутто-регистровых тонн, охранявшийся двумя эскадренными миноносцами, противолодочным кораблем и шестью катерами-тральщиками. Позже, этот транспорт был добит нашими бомбардировщиками и затонул в 12 милях юго-западнее Евпаторийского маяка.

    Через десять дней северо-западнее Евпаторийского мыса капитан-лейтенант Трофимов вышел в атаку еще по одному вражескому конвою.
    Транспорт «Varna» с тоннажем 2141 брутто-регистровых тонн шел в охранении минного заградителя «Amiral Murgescu», эскадренного миноносца «Marasti» R-бота и гидросамолета. Около 9 часов в кормовой части транспорта произошел сильный взрыв, пламя охватило всю корму судна. Ни с транспорта, ни с кораблей охранения, ни с самолета не видели следа торпеды, и не подозревали о присутствии подводной лодки. Команда транспорта даже посчитала, что взрыв произошел внутри судна. Подняв из воды часть команды затонувшего транспорта, эсминец «Marasti» полным ходом направился в Севастополь. Подводная лодка «Д-4», не замеченная противником, благополучно ушла из района атаки.

    17 ноября капитан-лейтенант Трофимов доложил по радио о потоплении торпедой северо-западнее Евпаторийского мыса еще одного транспорта противника. Это подтвердила и наша воздушная разведка.

    23 ноября «Д-4» к юго-западу от Евпатории потопила транспорт «Санта Фе» тоннажем 4500 брутто-регистровых тонн. Из этого боевого похода «Д-4», добившаяся в 1943 году блестящих успехов, не вернулась. 4 декабря после неудачной торпедной атаки десантной баржи «MFP-566» «Д-4» была атакована вражескими охотниками за подводными лодками «UG-44» и «UG-102». Подводники пытались оторваться от врага, но гидроакустики противника уже «вцепились» в лодку, и немецкие корабли продолжали идти по пятам, сбрасывая глубинные бомбы. На поверхности появились воздушные пузыри и масляные пятна. Подводники, причинившие противнику своими боевыми действиями огромный ущерб, погибли.

    Удивительный факт, но подводная лодка «Д-4» и после своей гибели отомстила за себя врагу.
    Немецкий охотник «UG-102» - тот самый, что участвовал в атаке «Д-4», - принял затонувший на глубине 40 метров транспорт «Santa Fe» («Санта Фе»), потопленный этой лодкой, за притаившуюся на грунте Советскую подводную лодку. Предвкушая новую победу, немцы обрушили на мнимую подводную лодку глубинные бомбы, в результате чего на затонувшем транспорте «Санта Фе» произошла детонация боеприпасов , и ... «UG-102» взлетел на воздух.
     
  12. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ТРОФИМОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «Д-4»

    Через много лет спустя, уже в наше время - примерно лет 15 назад с корабля "Санта Фе", о котором шла речь выше были подняты остатки техники и среди них - три самоходки Stug III., два орудия Flak 88 и зенитка небольшого калибра из серии Эрликонов. Те самые орудия и самоходки которые некоторое время находились в Севастополе. Подъем техники с "Санта Фе" осуществлялся при помощи одного из Севастопольских плавкранов.

    Фото с места подъема.
    Под водой, на глубине примерно 18 метров - результат торпедной атаки "Д-4", транспорт "Санта Фе" с его грузом, и первый Stug III c его борта.

    Stug III с Потопленого Транспорта Санта Фе.jpg
     
    Старшина Команды нравится это.
  13. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ЧЕБЫШЕВ КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «А-2»

    Чебышев Константин Иванович и Подводная Лодка А-2.jpg


    Чебышев Константин Иванович

    Уроженец Москвы. Русский. В РККФ с 1929 года. Образование - специальные курсы командного состава (1935), Учебный отряд подводного плавания (1938).
    Командир ПЛ «А-2» (с марта 1939 по август 1942 года. Осужден, на 10 лет лишения свободы, разжалован в рядовые в сентябре 1942 года, боец штрафбата в составе 225-й отдельной бригады Морской Пехоты. Восстановлен в звании, судимость снята, командир 4-го батальона 225-й отдельной Краснознаменной бригады Морской Пехоты. Предполагалось назначение помощником командира ПЛ «Щ-216». Погиб в бою в районе Станички (Малая Земля, Новороссийск). Посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.

    Подводная лодка «А-2»

    Подводная лодка «А-2» типа Американский Голланд, построена американской фирмой «Electric Boat & Co» в Канаде по заказу Великобритании в 1916 году. Перекуплена Россией и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев. В августе 1917 года подводная лодка зачислена в списки российского флота под обозначением «АГ-24». Начавшаяся революция и Гражданская война не позволили достроить корабль. Лодка перезаложена 1 июня 1920 года. 2 апреля 1921 года субмарина спущена на воду и 22 июля 1921 года под командованием краскома Шредера Георгия Августовича вошла в состав Морских сил Черного моря. Это была вторая Советская подводная лодка в Черном море. В 1921 – 1922 году субмарина нанесла визиты в Инеболу и Самсун, а 31 декабря 1922 года переименована в «Коммунист». В 1927 – 1928 и 1932 – 1934 годах подводная лодка прошла капремонт. В октябре 1930 субмарина нанесла визит в Стамбул. В декабре 1935 года «А-2» совершила 2-х недельное автономное плавание, пройдя в надводном положении 1498,7 мили и 100,2 мили под водой, первой из Черноморских подлодок вдвое превысив нормы автономного плавания.

    22 июня 1941 года субмарина встретила под командованием капитан-лейтенанта Чебышева Константина Ивановича в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ. Субмарина находилась на Севастопольском заводе № 201 в капитальном ремонте. С окончанием ремонта 18 августа «А-2» перешла в Поти, откуда с сентября по декабрь подводная лодка пять раз выходила в дозор на подходы к Поти и Батуми. В начале 1942 года встал вопрос о привлечении подводных лодок типа «М» и «АГ» к действиям на вражеских коммуникациях в западной части Черного моря. Базируясь на Поти при своей автономности «американки» не могли долго находиться в зоне боевых действий, поэтому было принято решение об их переводе в Севастополь.

    7 апреля 1942 года «А-2» прибыла к месту нового базирования, откуда уже через четыре дня направилась к Одессе. В первом боевом походе противник встречен не был. Второе патрулирование этого района в мае так же не принесло результата, хотя подводная лодка имела контакт с отдельными судами и конвоем противника. Атаки срывались из-за неправильного маневрирования, невыгодного курсового угла, либо, по мнению командира, малоценности цели. Вернувшись в Севастополь, «А-2» вскоре вновь находилась в готовности к выходу в море, как 27 мая в 22.35., когда подлодка стояла у стенки в Южной бухте, она подверглась налету авиации противника. Две 250-кг бомбы разорвались в 30 м от субмарины. «А-2» получила около 120 осколочных пробоин в ограждении рубки, надстройки и корпуса, был выведен из строя перископ и его подъемное устройство, перебиты трубопроводы осушения цистерн главного балласта. Частично исправив повреждения, 1 июня субмарина вышла в Очамчири для восстановления боеспособности.

    Закончив ремонт, подводная лодка принимает участие в снабжении осажденного Севастополя.
    Вечером 29 июня «А-2» под командованием командира 6-го дивизиона ПЛ Р.Р. Гуза (штатный командир субмарины в этом походе выступал в качестве дублера) имея на борту 8,5 тонн 152-мм артиллерийских снарядов, 4,5 тонны боеприпасов для авиации и 2,5 тонны продовольствия вышла из Новороссийска к берегам Крыма. На рассвете 1 июля, когда подводная лодка прибыла к подходному фарватеру Севастополя, ее атаковали самолеты и катера противника, осуществляющие блокаду крепости. Интенсивность атак была весьма высокой, но серьезных повреждений, кроме выхода из строя гирокомпаса, подводная лодка не получила. В ночь на 2 июля, когда стало ясно, что судьба Севастополя решена, «А-2» получила приказ выбросить груз в море и идти в Херсонесскую бухту для приема на борт людей. Под руководством помошника командира подводной лодки старшего лейтенанта Буянского Б.С,с большим трудом личный состав ПЛ выбросил за борт ящики с боезапасом, субмарина вечером 2 июля, форсировав минное поле, приблизилась к берегу. В перископ было видно, что на берегу в разных местах идет рукопашный бой. В 100 метрах от уреза воды «А-2» дала сигнал белым светом. В ответ с берега немцы открыли огонь из пулеметов. Субмарина осталась в надводном положении, так как ее сигнал увидели и защитники Севастополя. В течение часа подводная лодка приняла 13 человек из состава 1-го гвардейского зенитного полка ВМФ, которые подплывали к субмарине на плотах, сделанных из бортов грузовиков. В 20.30. видимость улучшилась, к обстрелу подводной лодки подключилась артиллерия, и ей пришлось отойти мористее. Ждали личный состав 35-й береговой батареи. Еще 2,5 часа подводная лодка находилась у берега, но спасать больше было некого.Подводная лодка А-2 была последней ПЛ ,которая была в Севастополе. Утром 5 июля «А-2» прибыла в Новороссийск.

    Вскоре субмарина возобновила свои выходы к Одессе.
    Утром 4 августа обнаружив цель, из-за безграмотного использования перископа и неправильного маневрирования, подводная лодка оказалась за кормой атакуемого транспорта и попала под таранный удар противолодочного катера, а так же подверглась атаке глубинными бомбами. В результате полученных повреждений субмарина вынуждена была покинуть позицию и возвратиться в базу. По прибытии командир «А-2» был снят с должности, впоследствии осужден, разжалован и списан в морскую пехоту, а на его место назначен капитан 2 ранга Зайдулин Измаил Мотигулович. Подводная лодка перешла в Поти, где встала на аварийный ремонт.
     
  14. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    10.467
    Симпатии:
    27.012
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ЦУРИКОВ СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «А-3»

    Цуриков Сергей Антонович и Подводная Лодка А-3.jpg


    Цуриков Сергей Антонович

    Родился в городе Луга Ленинградской области. В РККФ с 1933 года, капитан 3 ранга. Образование - Военно-Морское училище (1937), Специальные курсы командного состава подводного плавания (1940).

    Командир подводной лодки «А-3» с 11 ноября 1941 года. Произвел три торпедных атаки (выпущено 6 торпед). Потопил 1 судно противника (3.495 брт). Погиб вместе со своим кораблем. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени (посмертно), медалью «За оборону Севастополя».

    Подводная лодка «А-3»

    Строилась американской фирмой «Electric Boat & Co» на судоверфи «Барнет Ярд» в Ванкувере.
    Перекуплена Россией и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, затем по железной дороге доставлена в Николаев. 23 марта 1923 года подводная лодка получила наименование «Марксист», 15 сентября 1934 года субмарина переименована в «А-3». Летом-осенью 1932 года на подлодке проводились испытания 76-мм динамо-реактивного (безоткатного) орудия системы Курчевского. В 1934-1935 году лодка прошла модернизацию.

    24 марта «А-3» прибыла в Главную базу ЧФ в Севастополь. При движении Инкерманским створом на траверзе Круглой бухты подводная лодка подверглась обстрелу полевой артиллерией противника. Погрузившись, подводная лодка вошла в Севастополь под перископом.

    Вечером 29 марта 1942 года «А-3» вышла для патрулирования района Фидониси, но противник встречен не был. Так же завершился выход к Одессе в конце апреля – начале мая. Правда, днем 1 мая подводная лодка обнаружила вражеский транспорт, но атаковать его из-за невыгодного курсового угла и мелководья не смогла. Утром 29 мая у Одессы лодка двумя торпедами поразила судно из состава конвоя, следовавшего из Констанцы в Николаев. Вместе с румынским транспортом «Сулина» на дно ушли 4000 тонн овса, 510 тонн пшеница, 2 артиллерийских орудия и боеприпасы, из экипажа судна погибли 10 человек. Шанс 3 июня увеличить счет, атаковав конвой, не был реализован из-за мелководья, и вечером 6 июня «А-3» прибыла в Туапсе.

    8 июля, на переходе в район действий, в 25 милях к югу от Балаклавы «А-3» обстреляна из пулемета самолетом противника. В результате налета подводная лодка поучила 3 пробоины в ограждении рубки и повреждение перископа. 16 июля в районе Одессы «А-3» вновь атакована самолетом противника, сбросившего несколько глубинных бомб; окончательно вышел из строя перископ, и подводная лодка покинула позицию.

    Следующие четыре патрулирования в августе 1942 года – район Алушта – Феодосия, в декабре Ялта – Феодосия, в феврале 1943 года – у Феодосии, в марте – у мыса Киик-Атлама прошли безуспешно. Противник был встречен только однажды, 24 декабря, но из-за того, что лодка незадолго до этого у берега в подводном положении села на мель, атаки не произошло.

    В майском походе «А-3» атаковала дважды. Днем 11 мая у мыса Айтодор субмарина выпустила две торпеды по десантной барже из состава конвоя.
    Через 55 секунд на субмарине зафиксировали два глухих взрыва, а спустя 50 минут после атаки командир подводной лодки в перископ наблюдал гибель цели. Утром следующего дня лодка атаковала конвой из двух десантных барж.

    В последний боевой поход «А-3» вышла вечером 22 октября 1943 года. Она должна была действовать в Каламитском заливе и с наступлением темноты 3 ноября оставить позицию и 6 ноября прибыть в Очемчири.

    Вечером 28 октября с лодкой состоялся последний сеанс связи.
    Командир «А-3» докладывал, что днем обнаружил транспорт в охранении эсминца, но из-за штормовой погоды не атаковал. Больше на связь «А-3» не выходила, и в базу не вернулась. Вероятно, лодка погибла на одной из плавающих мин 28 октября – 3 ноября 1943 года. Ее корпус на дне до сих пор не найден. На борту «А-3» в ее последнем походе было 32 моряка. Все посмертно награждены орденом Отечественной войны.
     
    Летчик нравится это.

Поделиться этой страницей