Летчик Гуркин А.И.

Тема в разделе "ГЕРОИ И ПОДВИГИ", создана пользователем Андрей Сергеевич, 30 ноя 2016.

  1. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    ПРЕДИСТОРИЯ

    История эта имела место быть около 15 лет назад.
    Несколько интеллектуальных алкашей-металлоломщиков случайно нашли в лесу место где были разбросаны куски самолетного дюраля, алюминия и прочего железа. Подарок для них это был сказочный и они тут же принялись выносить с того места все что можно было сдать в лом и заработать на этом денег.

    Ходили они на это место около двух недель пока им из земли не стали попадаться разные самолетные бирки и таблички. Включив остатки мозгов в режим работы один из них догадался собрать все бирки и таблички вместе и не сдавать в лом наравне с остальным металлоломом. Этот один из них знал что я работаю в музее и вскоре принес все это мне, но не бесплатно. Он просил тогда за все это около 10$. Поторговавшись я конечно же согласился на эту сумму, но с одним условием – они покажут мне место падения самолета.

    По началу они конечно же пошли в категорический отказ, мол нет и все, не покажем – там еще много металла на котором мы можем заработать денег. Вы мол придете на место и все заберете себе. Тогда я предложил им следующие условия; после того как они выносят с места падения весь металл не представляющий информационной ценности (детали без маркировок, бирок и табличек) они показывают место падения самолета. Так же я обозначил им что если они в процессе добывания лома найдут еще что либо что может дать хоть какую то информацию о самолете то я дам им еще 10$ дополнительно.

    Я прекрасно понимал что с этими интеллектуалами можно договорится только так. Выбор у меня был невелик. В противном случае место падения могло бы остаться для меня тайной. На том и порешили. В течении месяца они выносили металл из леса. Подразумевая то что они могут сдать в лом что то ценное я для себя припас еще одного «козыря», я был знаком с приемщиком металла и он по моей просьбе отзванивался мне как только они появлялись на приемке. После их ухода появлялся на приемке уже я и пересматривал то что приносили они. К счастью алкаши-интелектуалы держали свое слово и не сдавали в лом ( как мы и договорились) ничего что могло бы дать информацию.

    После того как по их мнению место падения было очищено от металла они принесли мне еще пару ценных вещей в виде остатков приборов, бирок и прочего того о чем я их просил и после этого ….. потерялись … то есть вообще и совсем ….
     
    Летчик, Местный, Maya и ещё 1-му нравится это.
  2. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    ПОИСК МЕСТА ПАДЕНИЯ САМОЛЕТА

    Какое то время я пытался их найти но все безрезультатно.
    Они пропали куда то как и не было их и этой истории вовсе. Поначалу я конечно сильно расстроился, но чуть позже включив уже свои мозги стал сопоставлять известные мне о месте падения факты из тех о которых они по пьяни успели мне проболтаться раньше.

    Поспрашивал у приемщика металла о чем они говорили когда сдавали лом, поговорил с егерями – видели ли что и так далее.
    Таким образом примерный район падения самолета стал мне известен, но с натяжкой. Я тогда только предполагал. Я не был уверен на все 100% и еще сомневался. В конце концов примерный круг поиска обозначился по площади около 4х3 километра, точнее узнать уже было невозможно, поэтому через какое то время мне пришлось банально в течении недели просто «прочесывать» примерный квадрат.

    На восьмой день поисков мне повезло, я нашел то что искал.
    Свежие следы от неглубоких раскопов - как кабаны землю роют, и большое скопление на площади примерно около 300х400 метров мелких кусков самолетного дюраля и прочих мелких деталей. Кто знает как выглядит место падения самолета – тот поймет.

    Оставалось только найти поттверждение того, что то что нашел я имеет прямое отношение к тем деталям которые я купил у интеллектуалов.
    По моим результатам изысканий это вероятней всего должен был быть самолет из серии ЯК. Какая именно его модель - было пока не совсем непонятно.
    По тем фрагментам которые я нашел уже потом на месте это поттвердилось – это был один и тот же самолет, но этого было недостаточно.
    Нужно было продолжать поиски с выходом на место падения самолета с МД. Так и было сделано впоследствии.
     
    Летчик, Местный, Maya и ещё 1-му нравится это.
  3. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    ПОИСК ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА

    Первый же день выхода на место падения самолета дал определенные обнадеживающие результаты.
    На месте падения, в его эпицентре, была обнаружена бесформенная яма – место где, а вернее куда «зарылся» двигатель самолета при ударе о землю.

    На самом деле «ям» вокруг места падения было много.
    Важно было понять что это за ямы, их происхождение и в какой из них вероятно может находится двигатель, но все они оказались немецкими позициями и среди них - два капонира под «Эрликон» и четыре минометные позиции. Были еще несколько жилых немецких палаток и пара блиндажей.

    Все это хозяйство очень тесно соприкасалось с местом падения самолета, а если точнее то эпицентр его падения приходится в самый центр этого места. Этот факт стал наводить на определенные мысли о том что самолет либо умышленно либо каким либо образом случайно упал на расположение немецких зениток и приданных ему подразделений.История становилась все интересней.

    Как удалось установить позже, та самая бесформенная яма в которой был двигатель упавшего самолета так же оказалась не просто воронкой образовавшейся от падения и скорее всего взрыва самолета. Эта яма так же была одним из многих в том месте немецких капониров.

    После определения всего этого появились новые мотивы поиска и установления точной модели упавшего самолета.
    Эти обстоятельства подразумевали под собой что есть вероятность установить какому подразделению принадлежал упавший самолет и возможно кто был его пилотом в момент гибели. Установив марку и модель упавшего или сбитого самолета, а так же хотя бы примерную дату его падения сделать это было бы уже не очень сложно Возможно мне повезло, но так впоследствии и получилось.
     
    Летчик, Местный, Maya и ещё 1-му нравится это.
  4. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

    Через несколько дней вышел на место поиска.
    День был самым обычным, но оказался самым удачным за все время поиска в целом. В районе двигателя был найден Орден Красной Звезды, а немногим позже в тот же день и некоторые вещи самого летчика и фрагменты униформы.

    Орден был сильно поврежден, но не настолько что бы нельзя было бы по его номеру установить имя владельца.
    Самое главное он был целым. Внешний вид его был таким. - красная эмаль на лучах звезды отсутствовала почти полностью, видимо сгорела при падении и взрыве. На оборотной стороне присутствовала закрутка но открутить ее и посмотреть на номер сразу в тот же день не представлялось возможным – ось с резьбой под закрутку была сильно деформирована, изогнута в нескольких местах.

    Принял решение ничего не делать и не спешить.
    На следующий же день Красная Звезда погибшего летчика была передана в музей по месту моей работы реставраторам. Им была поставлена задача аккуратно все выправить, вывинтить закрутку и сделать доступным номер боевого Ордена. Что через некоторое время и было ими сделано. На свет появились четкие цифры номера награды и полученная в связи с этим информация-запрос была отправлена в архив в г.Подольск.

    Что же касается найденных на месте фрагментов вещей и униформы погибшего летчика то это были следующие предметы. На месте падения были обнаружены кожаные армейские ботинки, кожаный поясной ремень и небольшой фрагмент одежды впоследствии оказавшийся фрагментом летного х/б комбинезона. Уже даже по этим предметам можно почти точно понять во что был одет пилот во время того боевого вылета и своей гибели.

    Касательно поясного ремня.
    Он был на тот момент для меня непонятен и никак я не мог его сопоставить с Советским летчиком. Такого ремня я прежде не встречал и не имел о нем никакой информации. Он явно был не отечественного производства. Я даже предположил что это была случайная находка, не с места падения именно этого самолета, а потерянная или брошенная там раннее. Так же появились мысли о принадлежности ремня к Румынской армии. После очистки я стал выяснять по нему информацию и через некоторое время все таки выяснил - ремень с большой вероятностью принадлежал все таки именно погибшему летчику. Ремень оказался Американского производства и попал к нам в страну по Лендлизу.

    Ответ же по номеру ордена и данным владельца сильно задерживался, но было ясно что информация все таки будет и нам ответят из Подольска на наш запрос. Нам оставалось только ждать. Со времени отправки запроса тогда прошло уже пол года.
     
    Летчик, Местный, Maya и 2 другим нравится это.
  5. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ И ИМЯ ЛЕТЧИКА

    Орден «Красной Звезды» № 376982 (обнаружен на месте падения самолета).
    Вручен 22 декабря 1943 года, приказом № 012/н по 265-й Истребительной Авиа Дивизии,3-й Истребительный Авиа Корпус,8-й Воздушной Армии. 291-го истребительного авиа полка Гуркину Александру Ивановичу. Приказ от 25 ноября 1943 года
    (Фонд 33,Опись 715111.,д.939,Архив МО РФ)

    Так же удалось установить что помимо найденного на месте падения самолета Ордена Красной Звезды Гуркин Александр Иванович на момент гибели был награжден так же и другими боевыми наградами, а именно;

    1.Орденом «Красного Знамени»,
    2.Орденом «Отечественной Войны» 1-й степени,
    3.Медалью «За Отвагу»,
    4.Медалью «За Боевые Заслуги».

    P.S.
    Хочу так же уточнить что на месте падения и гибели самолета до сегодняшнего дня был обнаружен только Орден Красной Звезды.
    Так же не удалось найти и личное оружие летчика. В том случае если к этим обстоятельствам не причастны те самые алкаши-металлоломщики, которые обнаружили возможно первыми самолет то вероятно еще есть шанс найти до сих пор не найденные остальные боевые награды или хотя бы их фрагменты и возможно так же что то из личных вещей летчика.
     
    Летчик, Местный, Maya и ещё 1-му нравится это.
  6. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    ПРИКАЗ О НАГРАЖДЕНИИ ГУРКИНА А.И. ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

    Приказ о Награждении Летчкика Гуркина А.И. орденом Красной Звезды.jpeg
     
    Летчик, Местный, Maya и ещё 1-му нравится это.
  7. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    ОСТАНКИ ПОГИБШЕГО ЛЕТЧИКА И ИХ ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ

    Останки летчика так же были обнаружены.
    Прошу прощения за такие подробности, но останки пришлось собирать буквально по остаточным фрагментам с применением сита через которое просеивалась земля так как понятное дело эти фрагменты можно было найти только таким образом и МД в этом вопросе был абсолютно бесполезен.
    Щетки, мини-грабли, сито и прочий нехитрый инструмент оказались более полезными в этом.

    Найденых фрагментов останков летчика было найдено немного.
    Было собрано все что можно было собрать в этой ситуации и каждый из фрагментов был обожжен, что говорило о том что летчик оставался в кабине самолета до самого последнего момента, до удара о землю и взрыва с последующем горением обломков машины.

    Ответ из Подольска по «Красной Звезде» пришел незадолго до очередного перезахоронения останков бойцов найденных на местах боев поисковиками Севастопольского Объеденения Поисковых Отрядов «ДОЛГ». Останки погибшего летчика были переданы тогда для церемонии и с того времени с положенными почестями покоятся на Воинском Братском Кладбище в поселке Дергачи в Севастополе,а на гранитной плите выбито имя погибшего пилота.
    Церемония захоронения состоялась 4 мая 2007 года.

    Большая часть начатого на момент перезахоронения героя была выполнена.
    После церемонии перезахоронения я стал собирать материал который можно было бы разместить в экспозиции нашего музея. Материала было относительно немного но тем не менее выбрать все же было из чего и главным экспонатом для музея стал конечно же тот самый Орден Красной Звезды обнаруженный на месте гибели самолета.

    Уже через год было собрано то что в данный момент размещено и экспонируется в нашем музее на "Диораме".
    В одной из витрин первого этажа музея можно увидеть части самолета, часть вещей лейтенанта Гуркина А.И. и конечно же Орден Красной Звезды героя.
     

    Вложения:

    Летчик, Местный, Maya и 2 другим нравится это.
  8. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    БИОГРАФИЯ И БОЕВОЙ ПУТЬ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ГУРКИНА

    Родился 22 сентября 1924 года. Саратовская область, село Большая Дмитриевка. Член ВЛКСМ с 1942 года. До призыва в Вооруженные Силы был учащимся. Окончил 8 классов общеобразовательной школы в 1941 году. Не женат.

    Военное образование;

    Вступил в Красную Армию - 28 июля 1941 года.
    Курсант Армавирской ВЛШП - с июля 1941 года (приказ по школе за № 370).
    Окончил Армавирскую Военную Летную Школу Пилотов - апрель 1943 года.
    Присвоено звание фрейтор - 24 октября 1942 года (приказ НКО за № 333).
    Присвоено звание младший лейтенант - 6 мая 1943 года.
    Служба в 3-й запасной авиабригаде (младший летчик) - с 6 мая 1943 года (приказ за № 0764 СА ВО.
    Присвоено звание лейтенант - 24 февраля 1944 года (приказ за № 017) 4-й Украинский Фронт.

    Летал на самолетах;

    У-2 (налет часов-38.44)., УТ-2 (налет часов – 17.49)., УТИ-4 (налет часов – 22.59)., ЯК-7Б (налет часов – 49.00 и 9.48)

    Выписки из архива по Гуркину А.И.

    Прибыв на Южный фронт молодым, еще не участвовашим в боях летчиком тов. Гуркин вскоре зарекомендовал себя хорошим, быстро растущим воздушным бойцом, незнающим страха в борьбе с немецкими захватчиками. Быстро совершенствуя свое боевое мастерство, тов. Гуркин с 01.09.1943 по 17.11.1943 произвел 37 успешных боевых вылетов, участвовал в 8-ми воздушных боях, в которых лично сбил два самолета противника.

    23.10.1943 года
    Сбит 1 Хейнкель-129 в районе деревни Гутерталь Запорожской области. Потверждает начальник штаба 221 стрелковой дивизии, подполковник Андрющенков.

    23.10.1943 года
    Сбит 1 Мессершмит-109 в районе деревни Акимовка Запорожской области. Поттверждает начальник штаба 221 стрелковой дивизии, подполковник Андрющенков.

    Обратите внимание на даты сбитых Гуркиным немецких самолетов!
    Они оба сбиты одним числом - 23 октября 1943 года. Возможно за один вылет, а возможно и за несколько но в один день.


    Продолжение;

    Прикрывая ведущего, он ни разу не допустил к нему истребителей противника, обеспечив ему 4 победы над фашистскими стервятниками.Ведущий всегда благодарит тов. Гуркина за хорошее прикрытие. Тов. Гуркин с большим желанием и рвением выполняет любое задание Командования. Например,17.11.1943 года, надо было разведать перегруппировку войск противника в тылу врага. Трудность в выполнении этой задачи была в том, что стояла низкая облачность. Местами моросил дождь, была плохая видимость и надвигались сумерки. На выполнение этой задачи вызвался сам лично тов. Гуркин. Вылетев один на разведку, он в плохих метеоусловиях выполнил задание, разведав не только войска. но и аэродром противника и в сумерках посадил самолет на свой аэродром.

    Гибель Гуркина А.И. согласно архивных документов.

    28 апреля 1944 года сбит в воздушном бою (предположительно погиб) приказ из списка потерь за № 012397 от 6 июня 1944 года.
    Исключен из списков Красной Армии 27 июня 1944 года (ГУК АКО, приказ за № 02185)

    P.S.
    Обратите внимание на мягко говоря странную формулировку в кавычках - предположительно погиб! И это официальный документ.
    То есть получается, тот кто это писал не был уверен в том что он пишет, то есть погиб ли Гуркин на самом деле, пропал без вести или остался в живых.
    Есть в архиве и еще более странные записи о гибели Гуркина, но о них я напишу и озвучу свои мысли по этому поводу позже.
     
    Летчик, Местный, Maya и 2 другим нравится это.
  9. Старшина Команды

    Старшина Команды Старшина

    Регистрация:
    29 ноя 2014
    Сообщения:
    179
    Симпатии:
    413
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Севастополь
    Андрей Сергеевич,большое спасибо за проделанную работу и интересный материал. А фото ордена, ремня Вы не могли бы разместить?
     
    Летчик и Андрей Сергеевич нравится это.
  10. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    Тут с фото история собственно такая.
    Когда происходили поиски на месте падения самолета у меня не было фотоаппарата, поэтому фото сделать тогда,прямо на месте не было возможности.
    В музее, после передачи на реставрацию ордена фото делали для архива, но я как то даже и не думал о них в то время.
    Кажется тогда еще даже "Райберта" небыло, его создали чуть позже. Вобщем так как сейчас можно отчет выложить на форум - это было тогда что то запредельное, почти как фантастика. Так же тогда никто незнал и про ОБД "Мемориал", его тоже еще не существовало в то время. Все запросы в архив писались на бумаге и отправлялись почтой либо человек ехал в Подольск с запросом на руках лично если нужно было срочно.

    Тем не менее сегодня сходил к той витрине в музее с вещами летчика Гуркина А.И. о котором эта этема.
    Фото не очень четкие так как все это находится под стелом витрины, но постарался их улучшить насколько это было возможно.
    На этом снимке общий вид предметов найденых мной на месте падения самолета.

    Вещи лейтенанта Гуркина А.И. (1).JPG
     
    Летчик, Местный, Maya и 2 другим нравится это.
  11. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    В этом сборнике фото постарался разделить предметы по отдельности и увеличить крупнее.
     

    Вложения:

    Летчик, Местный, Maya и ещё 1-му нравится это.
  12. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    ПРИКАЗ О НАГРАЖДЕНИИ ГУРКИНА А.И. ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

    Приказ о Награждении Гуркина А.И. Орденом Красного Знамени.jpeg
     
    Летчик, Местный, Maya и ещё 1-му нравится это.
  13. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    АРМАВИРСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ

    Нужна помощь по летчику!
    Так как фото лейтенанта Гуркина А.И. найти не удалось в архиве, требуется попробовать выйти на Армавирскую Военную Авиационную Школу Пилотов.
    Если точнее то нужна инфорсация по выпуску курсантов за апрель 1943 года. В то время было традицией делать общее фото выпускников на виньетках.
    Возможно в архиве этого учебного заведения или городского архива в Армавире сохранилось фото Гуркина А.И.
    Все ко может помочь и у кого могут быть там родственники прошу писать в этой теме.

    Информация по Армавирской Школе Пилотов

    В Армавире, с 1937 года работала парашютная школа и аэроклуб, а так же базировалась школа младших авиаспециалистов и резервный истребительный авиаполк ВВС СКВО. Начало функционирования "Школы летчиков-истребителей" было положено 01.12.1940 г. Приказом No.1 по школе было определено: "С 1 декабря 1940 года считать школу существующей." Комплектование учебного заведения летно-техническим и преподавательским составом велось за счет кадров Остафьевской, Батайской, Херсонской, Борисоглебской, Конотопской и других авиационных школ. Переменный состав, курсанты первого набора поступали Из Московского, Орловского, Брянского, Орджоникидзевского, Полтавского аэроклубов «Осоавиахима» и 214-й воздушно-десантной бригады. Для обучения подбирались юноши, прошедшие в 1939-1940 годах первоначальную летную подготовку на самолетах По-2, имеющие возраст не старше 23 лет и образование не ниже семи классов средней школы. Первые самолеты (И-16, УТИ-4, УТ-2, По-2) и необходимое аэродромное оборудование были получены из Армавирского резервного авиаполка и Борисоглебской авиашколы.

    В январе 1941 г. Школе присвоено наименование Армавирская военная авиационная школа пилотов. В ней были сформированы 4 эскадрильи.
    23.02.41 г. в торжественной обстановке были приведены к принятию военной присяги все курсанты, красноармейцы и младшие командиры, не принявшие ее ранее. Полеты курсантов первого курса начались в апреле 1941 г. Летная программа предусматривала самостоятельный налет каждого курсанта в обьеме 12 часов на самолете УТ-2 и 25 часов на самолетах УТИ-4 и И-16. Перед школой была поставлена задача в течении шести месяцев обучать и готовить для страны летчиков-истребителей. Чтобы реально обеспечить выполнение государственного плана подготовки летных кадров вместо обычной двухотрядной структуры подразделений была избрана трехотрядная. В отряде было по 60 курсантов, в учебной группе по 5-6 и более человек. Полеты проводились посменно со стартовым временем в 12-14 часов. Это давало возможность более полно использовать инструкторский состав и начальный самолетный парк.

    В мае 1941 г. из Конотопской авиашколы (бывшей Одесской) в Армавир были передислоцированы три учебные эскадрильи со своим летно-техническим составом, курсантами и материальной частью (самолеты И-15бис, УТ-2, По-2). В связи с этим Армавирская ВАШП была переведена на штат семиэскадрильный. К июню 1941 г. учебное заведение насчитывало уже более 1400 курсантов и около 290 самолетов типа И-16, И-15, УТИ-4, УТ-2, По-2. Однако самолетов было крайне недостаточно.

    Серьезную трудность в организации учебного процесса представляла собой неразвитость аэродромной сети.
    По состоянию на 01.02.41 г. школа располагала лишь четырьмя аэродромами: Армавирским, Бароновским, Новокубанским, Советским. Переход на штат семи эскадрилий потребовал ускоренного создания дополнительной аэродромной сети. Строили аэродромы собственными силами при отсутствии специализированной строительной техники. Большую помощь в создании аэродромов оказали местные партийные, советские и хозяйственные органы, предприятия, колхозы, местное население. Только в Армавире в расширении авиагородка и аэродрома ежедневно участвовало свыше двух тысяч горожан. За короткое время для обеспечения работы авиашколы были созданы 21 аэродромная площадка. Подразделения школы рассредоточились вокруг города в радиусе до 80 километров. Основными пунктами их размещения кроме Армавира были станицы Советская, Бесскорбная, Новоалексеевская, Константиновская, Курганская, Лабинская.

    По плану первый выпуск курсантов был намечен на 23.08.41 г., а школа уже 25 июля произвела первый выпуск 227 лейтенантов, подготовленных на самолете И-16. В ноябре 1941 г. из летно-технического состава и материальной части Армавирской ВАШП были сформированы и отправлены в действующую армию два боевых полка.

    29.04.42 г. согласно приказа командующего ВВС СКВО в школе был сформирован полк из двух эскадрилий на самолетах Як-1. Полку была поставлена задача: не прекращая учебных полетов с курсантами, быть постоянно готовым к отражению налетов вражеской авиации. В июне 1942 г. сформированы: один полк на Як-1, другой на Як-7. Весной и летом 1942 г. школой было подготовлено и выпущено 782 летчика-истребителя, из них на Як-1 386 человек, на И-16 396. В сентябре 1942 г. школа была перебазирована в Фергану, Учкуган, Андижан, Наманган. В 1943 г. возобновилась летная подготовка на самолетах Як-1, Як-7б, УТИ-4, УТ-2. Несмотря на все сложности учебного процесса коллектив авиашколы в 1943 г. сумел обучить на самолетах Як-7б и выпустить 384 летчика-истребителя.

    Летом 1945 г. школа вернулась на прежнее место в Армавир. К этому времени было подготовлено летчиков-истребителей на самолете Як-9 53 человека, на переходном самолете УТ-2 обучен 461 курсант. 16 летчиков-выпускников Армавирской ВАШП за боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза.
     
  14. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    СОВЕТСКИЙ ОДНОМОТОРНЫЙ САМОЛЕТ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК ЯК-9

    Установлено по разным факторам, а главное по биркам и табличкам найденым на месте падения что найденый самолет это ЯК-9.
    Вот так выглядела подобная машина в небе над Крымом. Фото сделано - 12 апреля 1944 года. За 16 дней до гибели лейтенанта Гуркина А.И.

    Самолет был разработан конструкторским бюро под управлением Яковлева и являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной Войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года. Всего было выпущено за время производства - 16 769 машин.

    Як-9 в небе над Крымом.jpg
     
    Летчик, Местный, Maya и 2 другим нравится это.
  15. Местный

    Местный Старшина

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    686
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
    В конце августа 2017 года один мой знакомый рассказал мне про самолёт, упавший в районе Тёмной балки. Несколько раз он выбирался на место падения самолёта, собрал множество фрагментов. Сразу определить модификацию самолёта по обломкам нам не удалось. Понятно было, что самолёт был сбит в период освобождения Севастополя и что на вместе с машиной погиб и лётчик.

    Кстати, тему про самолёт лейтенанта Гуркина А. И., описанную выше Андреем Сергеевичем, я на форуме не читал и о месте падения самолёта в Тёмной балке узнал от своего товарища Д
     

    Вложения:

    • 1 (1).JPG
      1 (1).JPG
      Размер файла:
      527,4 КБ
      Просмотров:
      9
    • 1 (3).JPG
      1 (3).JPG
      Размер файла:
      269 КБ
      Просмотров:
      9
    • 1 (6).JPG
      1 (6).JPG
      Размер файла:
      267,8 КБ
      Просмотров:
      9
    • 1 (8).JPG
      1 (8).JPG
      Размер файла:
      322,3 КБ
      Просмотров:
      9
    • 1 (10).JPG
      1 (10).JPG
      Размер файла:
      103,9 КБ
      Просмотров:
      9
    • 1 (14).JPG
      1 (14).JPG
      Размер файла:
      226,4 КБ
      Просмотров:
      9
    • 1 (9).JPG
      1 (9).JPG
      Размер файла:
      231,9 КБ
      Просмотров:
      10
    • 1 (16).JPG
      1 (16).JPG
      Размер файла:
      262,1 КБ
      Просмотров:
      10
    • 1 (17).JPG
      1 (17).JPG
      Размер файла:
      232,8 КБ
      Просмотров:
      9
  16. Местный

    Местный Старшина

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    686
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
    Решили выбраться на место, чтобы попытаться найти деталь, которая прольёт свет на историю гибели этого самолёта. На месте падения обнаружено множество осколков самолёта, рамка для укладки парашюта, фрагментированные останки лётчика.
     

    Вложения:

    • 2 (13).JPG
      2 (13).JPG
      Размер файла:
      599,9 КБ
      Просмотров:
      11
    • 2 (14).JPG
      2 (14).JPG
      Размер файла:
      578,9 КБ
      Просмотров:
      11
    • 2 (15).JPG
      2 (15).JPG
      Размер файла:
      523,2 КБ
      Просмотров:
      11
    • 2 (18).JPG
      2 (18).JPG
      Размер файла:
      464,3 КБ
      Просмотров:
      11
    • 2 (21).JPG
      2 (21).JPG
      Размер файла:
      282,2 КБ
      Просмотров:
      11
    • 2 (23).JPG
      2 (23).JPG
      Размер файла:
      522,7 КБ
      Просмотров:
      12
  17. Местный

    Местный Старшина

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    686
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
    Отмывая фрагменты самолёта, на обломках обнаружились технологические клейма, технологические номера и...предположительно, номера двигателя.
     

    Вложения:

    • 2 (1).JPG
      2 (1).JPG
      Размер файла:
      647,2 КБ
      Просмотров:
      5
    • 2 (4).JPG
      2 (4).JPG
      Размер файла:
      766,1 КБ
      Просмотров:
      5
    • 3 (1).JPG
      3 (1).JPG
      Размер файла:
      823,9 КБ
      Просмотров:
      5
    • 3 (2).JPG
      3 (2).JPG
      Размер файла:
      317,7 КБ
      Просмотров:
      5
    • 3 (3).JPG
      3 (3).JPG
      Размер файла:
      343,7 КБ
      Просмотров:
      5
    • 3 (5).JPG
      3 (5).JPG
      Размер файла:
      415,3 КБ
      Просмотров:
      5
    • 3 (7).JPG
      3 (7).JPG
      Размер файла:
      397,4 КБ
      Просмотров:
      5
    • 3 (9).JPG
      3 (9).JPG
      Размер файла:
      513,9 КБ
      Просмотров:
      5
    • 3 (13).JPG
      3 (13).JPG
      Размер файла:
      650,2 КБ
      Просмотров:
      6
    • 4 (2).JPG
      4 (2).JPG
      Размер файла:
      196,1 КБ
      Просмотров:
      6
    • 4 (5).JPG
      4 (5).JPG
      Размер файла:
      223,8 КБ
      Просмотров:
      5
    • 5.JPG
      5.JPG
      Размер файла:
      187,2 КБ
      Просмотров:
      5
  18. Местный

    Местный Старшина

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    686
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
    На протяжении всех изысканий по данному самолёту я консультировался с экспертом в области поиска и идентификации самолётов периода Великой Отечественной войны Евгением Порфирьевым (ПО "Кубанский плацдарм", г. Краснодар), который и дал мне ссылку на наш форум и тему про лейтенанта Гуркина А.И.!!!!!

    "291 иап 28.4.1944 Лейтенант Гуркин Як-9 №1419 16.20 В районе южнее Севастополь Н-2500 м вели воздушный бой с 6 Ме-109, в результате боя сбит лейтенант Гуркин, самолет упал в р-не Бельбек Самолет разбит, пилот погиб.
    Вот только он был найден и опознан по ордену еще в 2005 году. Похоронен в Дергачах.

    http://www.memento-sevastopol.ru/objects/176.html "

    А по номерам деталей сообщил следующее:"...163 на обломке блока оказалось достаточно.
    ...На табличке в правом нижнем углу выбито 166, это номер завода производителя, который выпускал Як-9. Дата, указанная на той же табличке 11.43 г. соответсвует выпуску самолетов Як-9 14-15 серий. На табличке указан номер 1448. Как показывает опыт предыдущих работ на Як-1 и Як-7, этот номер всегда близок к заводскому номеру самолета и иногда даже совпадает с ним, но все-равно является технологическим.
    Посмотрели выпущенные в этот период самолеты и выяснили, что единственный мотор с окончаем номера на 163 (345-163) был установлен на самолет Як-9 1419 (полный номер 1416619). Самолет 10 апреля 1944 года в составе 291 иап прибыл в Крым..."


    Честно говоря, я был поражён столь оперативной и достовернейшей информации!
    Прочитал тему на форуме, созвонился с Андреем Сергеевичем, понял, что мы исследовали именно тот самолёт, который был обнаружен им в 2005 году.
    Теперь планируем установит мемориальную табличку на месте гибели лейтенанта Гуркина Александра Ивановича и дополнить экспозицию выставочного зала на Диораме номерными деталями самолёта, а также розыскать родственников пилота.
     
  19. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    Тут возникает еще один немаловажный и очень серьезный вопрос.
    Что делать с вновь найдеными останками летчика .... ??? ....
     
    Летчик нравится это.
  20. Местный

    Местный Старшина

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    686
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
    У поисковиков есть такое понятие как "добор останков".
    Все лётчики, погибшие в период освобождения Севастополя захораниваются на мемориальном комплексе Дергачах.
    В мае будем хоронить майора Ефременко К.С. и старшего сержанта Тоток П.П. с ИЛ-2 из Мартыновского оврага , с ними захороним останки Гуркина А.И.
     
    Летчик нравится это.
  21. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    Так в том и вопрос.
    Он же уже как бы похоронен на Дергачах ... Или как то можно вскрыть захоронение на Дергачах с летчиком Гуркина и ....
    Блин, даже не нахожу подходящих правильных слов ... и дополнить это захоронение недавно найдеными его останками?
     
  22. Местный

    Местный Старшина

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    686
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
    Нет, ничего вскрывать не будем.Похороним с другими лётчиками.
     
    Летчик нравится это.
  23. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    Вот по этому я выше и написал что вопрос серьезный и больше с моральной точки зрения.
    Если не вскрывать то получится два захоронения с летчиком Гуркиным и в каждом из них по немногу его останков.
    Ту хорошо бы проконсультироватся с разбирающимися в этом вопросе, например с кем либо из священнослужителей ...
     
    Летчик нравится это.
  24. Местный

    Местный Старшина

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    686
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
    Сегодня 1 апреля 2018 года ПО "Защитник Отечества" и ПО "Береговая оборона" побывали на месте падения самолёта ЯК-9 лейтенанта Гуркина А.И. и установили памятник.

    Памятник Летчику Гуркину А.И. (1).JPG

    Памятник Летчику Гуркину А.И. (2).JPG

    Памятник Летчику Гуркину А.И. (3).JPG
     
  25. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    6.047
    Симпатии:
    11.474
    Баллы:
    66
    Адрес:
    Севастополь
    Молодцы!
    Артему лично отдельное уважение за настойчивость и хорошие реальные результаты проделанной работы.
     
    Летчик и Местный нравится это.
  26. Местный

    Местный Старшина

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    686
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
  27. Местный

    Местный Старшина

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    686
    Баллы:
    18
    Пол:
    Мужской
    На мемориальном комплексе посёлка Дергачи:
     

    Вложения:

  28. Летчик

    Летчик Сержант

    Регистрация:
    3 фев 2016
    Сообщения:
    116
    Симпатии:
    135
    Баллы:
    6
    Пол:
    Мужской
    Молодцы! Огромная и полезная работа!
     

Поделиться этой страницей