Morris Commercial

Тема в разделе "ТЕХНИКА", создана пользователем Андрей Сергеевич, 13 авг 2015.

  1. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Тема о английском артиллерийском колесном тягаче.
    В начале темы в качестве пролога приведу интересную статью о истории фирмы производителя данной военной техники.


    Непростая история английской автомобилестроительной компании Morris Commercial Cars, Ltd.

    Что мы знаем о машинах фирмы Morris Commercial Cars?
    Конечно, можно быстренько слетать в Лондон и, разгоняя туман, разыскать подходящий антикварный магазин.
    Думаю, там нетрудно разжиться достаточно подробной книжкой. Более того, при желании в Великобритании можно купить и оригинальные брошюры, и инструкции по эксплуатации и ремонту, и, в конце концов, встретиться со знатоками марки. Хорошо им там, в Лондоне… А в нашей стране глядя на фото этой техники в сети сидиш и думаеш - где бы достать элементарную памятку водителя...

    Англичане очень странные люди, а английские автомобилестроители тем более…
    Вы только представьте себе: фирма, выпускавшая исключительно грузовики и армейские вездеходы, по непонятной причине с точки зрения современного английского языка, именуется Morris Commercial Cars, Ltd. То есть «Коммерческие легковые машины Морриса»…Кстати, некоторое время на эмблемах автомобилей Morris красовался девиз «Британские до мозга костей». Потом его решили убрать. Во-первых, эмблема стала меньше (экономия металла), а во-вторых, это самое «до костей» звучит, согласитесь, уж как-то слишком по-британски.
     
    Летчик и Marie Lindemann нравится это.
  2. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Пэр индустриальной революции...


    Уильям Моррис, видный предприниматель из Оксфорда, заработал первые деньги на ремонте и продаже велосипедов.
    Начал он свою трудовую деятельность в 1893 году, в возрасте 15 лет. Парень бросил учебу, чтобы помогать слегшему с астмой отцу. Уильям был фанатом велоспорта и успешно выступал за городскую команду, за «синих». Насколько это способствовало продвижению паренька, судите по такому факту. В соседнем Кембридже за команду «half-blue», то есть «голубых», крутил педали один из основателей фирмы Rolls-Royce, достопочтенный Чарлз Роллс…
    Что же касается Уильяма Морриса, то он был сыном индустриальной революции XIX века.

    В те времена не принято было прятать активы в офшорах.
    Именно по этому в 1913 году на свои первые заработанные капиталы Моррис построил легковой автомобиль Oxford (своего рода посвящение родному городу). Поставщиков компонентов для Oxford – заводWhite & Poppe (производство двигателей, карбюраторов и трансмиссий), мастерскую E.G.Wrigley and Co. (ковка осей) и других – Моррис знавал еще по велосипедному бизнесу. И именно потому молодой Моррис позволял себе разговаривать с подрядчиками примерно в таком тоне: «Вы что там, с ума все посходили, в вашем Ковентри? Пускать на карданные шарниры чугунное литье вместо фосфористой бронзы?!». Знали бы все эти мистеры Ригли, Регби, Поппы, с кем связались! Моррис увел у Питера Поппа талантливого специалиста Ганса Ландштата, который в итоге проработал на Уильяма Морриса целых 30 лет. Более того, впоследствии именно Моррис и Ландштат, запершись в каюте плывущего в Штаты роскошного лайнера «Мавритания», создали модель Morris Cowley, прозванную за округлый верхний бачок радиатора «бычьим носом». Получился настоящий бестселлер, продержавшийся в производстве с 1915 по 1939 год. Свое название эта модель получила в честь бывшего военного училища Каули, купленного Моррисом для своего первого сборочного предприятия. Именно на основе Cowley позднее будет построен и первый грузовичок Morris

    Тем временем вчерашних партнеров Уильяма ожидали и другие сюрпризы…
    ПосколькуМоррис решил выделить производство грузовиков в отдельное подразделение, то 4 февраля 1924 года он купил цеха бывшего субподрядчика E.G.Wrigley and Co. в Эддерли-Парк (Бирмингем). А филиал французской компании Hotchkiss в Ковентри, в войну выпускавший вооружение, был превращен в Morris Motors Ltd Engines. Как говорится, к черту подрядчиков! Подобным же образом Моррис заполучил производство радиаторов, карбюраторов и кузовов. В 1926 году Моррис приобретает дышащий на ладан автомобильный завод Wolseley. При этом в развитие компании Моррис вкладывает все свободные деньги, оставляя на семью лишь то количество денег, которое дает возможность чувствовать себя, как он сам выражается, «относительно счастливыми».

    И этот путь был оценен по заслугам… В 1929 году Уильяма Морриса посвящают в рыцари.
    Почти одновременно он становится баронетом и почетным доктором Оксфордского университета. Но на этом восхождение не закончилось.
    В 1934 году Моррису пожалован титул барона, а в 1938-м – пэра и титул виконта Наффилдского из Наффилда в графстве Оксфорд.
     
    Летчик и Marie Lindemann нравится это.
  3. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Гордись этим...

    Вскоре под девизом: «Покупай британское и гордись этим» Уильям Моррис превращает свое предприятие во второе по величине в стране после манчестерского филиала Ford. В 1922 году здесь было выпущено 7000 легковых и грузовых автомобилей марки Morris, и это количество с каждым годом только увеличивалось. В 1927-м в истории отделения Morris Commercial Cars происходит важное событие. Был запущен в серию грузовик с колесной формулой 6х4 – так называемое семейство D (грузоподъемность от 1,5 до 2 т). Большинство моделей Morris-Commercial по обыкновению времени обозначались литерами или их комбинациями: T (1926 год), R (1927 год), L (1928 год)… «Трехоску» создали по техническим требованиям военного департамента, и по сути она являлась машиной армейского назначения. Военные поначалу склонялись к полугусеничным автомобилям и активно приглядывался к опытам французов. Но трехосный Renault оказался лучше полугусеничного Citroen-Kegresse, и британцы решили отказаться от полугусеничного Morris. Впрочем, для повышения проходимости Morris Commercial D-type (он же Truck, 30 cwt) снабжался легкосъемными гусеницами, надевавшимися на задние колеса.

    В основе трехосок семейства D лежало удлиненное гражданское шасси грузовика R-type (4х2), прозванного «чемпионом в среднем весе».
    Машина оснащалась 4-цилиндровым нижнеклапанным двигателем EB рабочим объемом 3519 см3 и мощностью 50 л.с. В одном картере с четырехступенчатой коробкой передач находился двухступенчатый планетарный демультипликатор. Задние ведущие мосты с червячными главными передачами были объединены в тележку, качавшуюся на трубчатой поперечине. Мосты подвешивались на паре перевернутых (так называемых кантилеверных) рессор с каждой стороны. Своеобразными ограничителями хода тележки выступали тяги, соединявшие собой каждый из мостов с поперечинами рамы. Тормоза с механическим приводом и вакуумным усилителем Dewandre действовали только на четыре задних колеса.

    Машина предлагалась в разных вариантах, в том числе с односкатной ошиновкой задних мостов (такие отправляли служить в Индию). Модификация TD представляла собой тяжелый легковой автомобиль штабного назначения (T – от слова Touring – разъездной), оснащенный двигателем типа Z.

    Это был первый мотор, разработанный инженерами Morris Commercial Cars самостоятельно.
    Двигатель рабочим объемом 2513 см3 имел четыре цилиндра. Похожая на нее, но уже с 4,3-литровой «шестеркой», машина именовалась 6D.
    Вероятно, цифра отражала число цилиндров под капотом. Всего таких машин было построено 25 штук.
     
    Летчик нравится это.
  4. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Империя сэра Морриса

    Стройной системы индексации у Морриса не наблюдалось.
    Как следствие сквозь буквы и цифры приходится фактически продираться. А вот еще один штрих к портрету самого Морриса (над маленькими странностями «британского Форда» тихонько посмеивались). Сэр Моррис, например, часто вскакивал по ночам, открывал книгу или брался что-то чертить. Когда глаза начинали слипаться, он засыпал, а затем мог опять подняться с постели. Так что вскоре он затребовал себе две спальни (пока почивал в одной, во второй прислуга успевала перестелить кровать заново). Но вернемся собственно к автомобилям Morris…В октябре 1933 года увидело свет новое трехосное семейство CD – буква «D» указывала на шасси от прежнего D-type. Что же касается буквы «С», то она «пришла» от коммерческой модели грузовика (4х2) C-type, от которой для трехосок нового поколения решено было перенять двигатель – рядную нижнеклапанную «шестерку» типа OH рабочим объемом 3485 см3 и мощностью 60 л.с. при 3000 об/мин. Правда, модификации CD, CDF и CDFW все еще оснащались прежним четырехцилиндровым мотором мощностью55 л.с., хотя и с пятиступенчатыми коробками передач.

    Выпуск модификации CDF с укороченным капотом и кабиной, «надвинутой» на двигатель (буква F означала Forward Control, «продвинутое вперед место водителя»), начался в 1934 году. Полукапотная компоновка позволяла увеличить размеры грузовой платформы и, что более важно для военной машины, улучшить обзорность. Тогда-то и возникла идея странного скошенного капота, позволявшего водителю лучше видеть передние габариты машины. Воплощение не заставило себя ждать: такой капот в 1935 году получил трехосный армейский грузовик Morris-Commercial CDSW с шестицилиндровым двигателем типа OH. Буква S (Six) указывала на число цилиндров, а W (Winch) – на наличие лебедки с собственным патентованным приводом от коробки передач, которую разработали Оливер Боден и Перси Роуз.

    Наряду с покатым капотом Morris-Commercial CDSW комплектовалась упрощенной кабиной (в военном ведомстве считали, что водитель должен сполна испытать все тяготы и лишения службы) с брезентовыми козырьком и фартуками вместо крыши и дверей. В войсках эти машины быстро окрестили фургончиками для получения пневмонии. Впрочем, на этой базе выпускались и модификации с более комфортабельной кабиной – это были машины второго выпуска (Mk II) 1939 года. Их использовали для буксировки легких 40-мм зениток Бофорса (так называемых Light AA Gun Bofors) и как машины инженерного назначения. Всего было выпущено около шести тысяч Morris-Commercial CDSW. После приобретения известного в Великобритании автозавода Wolseley в Бирмингеме публика заговорила об «империи сэра Морриса». Да и сам он теперь зажил на широкую ногу. В обыкновение вошли роскошные морские круизы. Управляющим был нанят инженер Леонард Лорд. Моррис выделил ему неслыханное по тем временам жалование в 300 тыс. фунтов в год и поставил задачу переоборудовать его патриархальное и разношерстное хозяйство в современный производственный комплекс в стиле Детройта. К 1934 году заводы Морриса стали самыми современными не только по британским, но и по европейским меркам. И при этом из их ворот выходило 100 тысяч машин в год. Кстати, именно Леонарду Лорду принадлежит широко известный в узких кругах афоризм: «В одной компании не место двум лордам». По слухам, он был рожден после того, как Леонарду не удалось уговорить сэра Морриса взять его в долю «империи».
     
    Летчик нравится это.
  5. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Далее перейдем к главному - армейским машинам марки Morris-Commercial.
    Тем более что к середине 30-х уже было ясно, что мир неумолимо катится к очередной войне.

    Загадки британской классификации

    В те годы в Соединенном Королевстве действовала довольно стройная система закупки военной техники.
    Машины делились на типы (A, B и C), заказываемые WO (War Office, Минобороны), технику для RAF (королевских ВВС), заказываемую Министерством авиации, и RN (Королевского флота), заказываемую Адмиралтейством. При этом в машины A-типа попадала любая бронетехника (неважно, гусеничная она или колесная). B-тип – это транспортные средства без бронезащиты (все, начиная от мотоциклов и кончая автобусами). И, наконец, группа C объединяла всевозможную инженерную технику. Грузовые автомобили, используемые в сухопутных войсках (то есть заказываемые для British Army и Royal Army Service Corps), делились на четыре основных класса грузоподъемности: 8-cwt, 15cwt, 30-cwt, 60-cwt.

    А вообще в этих обозначениях разобраться очень непросто.
    Счастливый обладатель Morris-Commercial первым делом запасается дюймовыми ключами, и мало того, что эти снобы упорно ездят по другой стороне улицы, они еще умудрились сохранить систему измерений, от которой скулы сводит. Ни дать ни взять рудимент имперского сознания. Сокращение cwt обозначает единицу массы hundredweight, или центнер. Но это не совсем те центнеры, в коих у нас рапортовали о засыпке урожая в закрома Родины. В британском центнере не 100, а 50,8 кг. Пересчитываем… Получается, что в данном случае речь идет о машине грузоподъемностью 762 кг. Или 750, для удобства. Да, тут еще важно не спутать британский «хандредвейт», называемый «коротким», с американским «длинным» (последний равен 45,4 кг.).

    Уинстон Черчилль о ходе отступления британской армии под Дюнкерком. Май 1940 года.

    «Английской артиллерии был дан приказ расстрелять по врагу весь боезапас, и ужасный огонь во многом способствовал подавлению противника. … главная дорога с востока на запад была одно время забита средствами передвижения, и односторонний путь по ней был расчищен бульдозерами, которые сбросили машины в канавы…»
     
    Летчик нравится это.
  6. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Большинство армейских моделей Morris-Commercial были заднеприводными, но при этом машины обладали приличной проходимостью.
    Их выручали грамотно подобранные передаточные отношения в трансмиссии, широкие шины с развитыми грунтозацепами и хорошие параметры геометрической проходимости. Самым многочисленным было семейство CS8 (конструктивно они были близки коммерческим грузовикам C-type).

    Буква S (Six) указывала на двигатель с шестью цилиндрами, а цифра 8 – на колесную базу, равную восьми футам.
    Прототип такого грузовика испытательный центр Минобороны в Фарнборо получил в сентябре 1934 года. Машина понравилась, и похожие грузовички начали строить не только британские компании Bedford, Commer, Fordson, Guy, Humber, но и канадские и австралийские отделения Chevrolet, Ford и Dodge (чья продукция по воле правительств была привязана не к американским, а к британским стандартам).

    Что же касается непосредственно Morris Commercial Cars, то эта компания выпустила 21 319 машин CS8.
    Поскольку в CS8 использовался двигатель от легкового автомобиля, во избежание неприятностей на карбюратор SU (фирма Skinner Union также была куплена сэром Моррисом) установили ограничитель оборотов. Этот особый пылезащищенный карбюратор с восходящим потоком не давал мотору раскручиваться выше 2650 об/мин. От четырехступенчатой коробки передач крутящий момент при помощи вала с так называемыми мягкими карданами (соединительными резиновыми сайлентблоками Leyrub) передавался на заднюю ось с главной червячной парой 6,57:1.
     
    Летчик нравится это.
  7. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Британский аналог Willys или факт о том как эти машины оказались в Вермахте.

    К сентябрю 1939 года военное ведомство Великобритании располагало 85 тысячами различных транспортных средств, в том числе 21 тысячей мотоциклов и 7 тысячами тягачей. Затем была эвакуация экспедиционного корпуса из Дюнкерка, обернувшаяся огромными потерями вооружения и техники.

    В итоге 250-тысячная армия вернулась в Великобританию почти обезоруженной, а немцам помимо всего прочего досталось около 40 тыс. автомобилей. Неудивительно, что в 1941-м на пропагандистских снимках ведомства Геббельса можно увидеть британские «Trucks, 15-cwt» среди русских равнин…


    В 1942 году модели CS8 на смену пришла машина C4 с четырехцилиндровым двигателем (делать в военное время шестицилиндровые моторы становилось накладно). Кстати, с 1936 года выпускалась и уменьшенная, но конструктивно схожая модель PU (Personal Utility), попадающая под категорию «Truck, 8-cwt». Перемножим, получим грузоподъемность 406,4 кг. По сути это был британский аналог Willys. Ведь легендарный американец тоже относился к «Тrucks». Как я уже сказал,Morris-Commercial PU очень многое роднило с моделью CS8. Например, поначалу она также оснащалась шестицилиндровымдвигателеми трансмиссией от легкового Morris Twenty Five. Но при этомшасси было взято от выпускавшегося фирмой таксомотора.

    Примерно половина из 11 500 выпущенных PU была переоборудована в модификацию FFW (Fitted for wireless – «приспособленный под радиопередатчик»). Главной особенностьюэтихмашин было наличие коробки отборамощности для привода генератора.Кстати, похожие «Тrucks, 8-cwt, 4х2» выпускали и другиефирмы, например, Humber и Fordson.

    Как этим заднеприводным машинам удавалось не зарываться в зыбкий песок Северной Африки и не вязнуть в распутицу на Восточном фронте?
    Тем более что на их базе даже делали достаточно необычные (с центральным расположением силового агрегата), но опять же заднеприводные броневики. Ответ до банального прост: - зарывались и вязли…

    Именно по этой причине в 1940–1941 годах была изготовлена примерно тысяча полноприводных автомобилей PU 8/4.
    Они оснащались знакомым еще по трехоске D-type четырехцилиндровым нижневальным двигателем рабочим объемом 3519 см3. Но за счет изменения профиля кулачков распредвала его мощность удалось поднять до 70 л.с. при 3000 об/мин. Тот же форсированный двигатель решили использовать и на полноприводной модели C8 (ей предстояло заменить CS8 и C4). Особенностью машины стал подрамник кабины, соединенный с основной рамой через сайлент-блоки и поперечную тягу. По задумке, подрамник призван был уменьшить влияние массы силового агрегата и кабины на рулевой механизм при вертикальных нагрузках. Выпуск нового вездехода начался в ноябре 1944 года.

    Самая известная его версия FAT (Field artillery tractor, «тягач полевой артиллерии»), оснащенные мощной лебедкой (усилие до 4 т) и кузовами специальной конструкции. В войсках их еще называли Quad, то есть «квадрик». Версии Mk III с так называемым кузовом № 5 их выпустили всего-навсего 1500 штук.
     
    Летчик и Ralf Böhme нравится это.
  8. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    С приходом американской помощи в военном министерстве Великобритании вновь встает вопрос о высадке на континент.
    По признанию премьер-министра Уинстона Черчилля, страна испытывала острую нехватку десантных средств. Создать их и поручается автомобильным заводам. Так, например, инженер Алек Иссигонис, в будущем прославившийся знаменитой малолитражкой Morris Mini, строит крошечную амфибию размером чуть больше корыта. А в отделении Morris Commercial Cars начато производство автомобиля с колесной формулой 8х8 и бортовым приводом от отдельных двигателей. Ее разработал инженер Чарльз Бартон из фирмы Thornycroft.

    Поворот машины осуществляется уменьшением оборотов одного из двигателей. Упругие элементы в подвеске отсутствуют.
    Более того, передняя ось приподнята над остальными, что бы облегчить машине, названной Terrapine, выход на побережье.

    Первый образец имел достаточно скромные размеры.
    Двигатели располагались строго в середине водоизмещающего корпуса, чтобы не нарушить центровку машины на плаву.
    Тем не менее в Эддерли-Парк было выпущено 500 таких машин!

    В 1944 году развитием «водоплавающей» темы стала амфибия TerrapineMk II.
    Длина машины составляла почти 10 м, а снаряженная масса равнялась 11,5 тонны. Двигатели были смещены вперед (между ними и располагалось место водителя), тем самым освобождая большую площадку для груза. Неизвестно, получила ли советская сторона в рамках программы ленд-лиза образец этой амфибии, однако, если судить по документам, у нас в стране ее конструкцию достаточно пристально изучали…

    Если судить по свежим работам, посвященным союзнической помощи в годы Второй Мировой Войны, машины Morris Commercial в СССР не поставлялись. Возможно, они были настолько хороши, что англичане предпочитали оставлять их себе. Но при этом на них успешно передвигались канадские и австралийские части (правда, тут речь идет скорее не о союзниках, а о доминионах британской короны). И всеже, думаю, что Советская армия не брала их по другой причине: большинство грузовиков Morris не имело переднего ведущего моста.

    Сразу после того как смолкли залпы Второй Мировой Войны, военная тема на заводе Morris Commercial Cars была фактически закрыта.
    После войны появилась единственная адресованная армии разработка – грузовик MRA1 (4х4) грузоподъемностью 1 т. Этот автомобиль оснащался шестицилиндровым 72-сильным двигателем рабочим объемом4196 см3, четырехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой.
    Всего до 1956 года было изготовлено 4010 единиц (армейское обозначение машины FV-16101) с бортовым тентованным кузовом и 1614 грузовиков с кузовами-цистернами (FV-16102) емкостью 200 галлонов (900 л). А тем временем в попытке сохранить неумолимо ускользающее влияние в послевоенном мире Великобритания раздала военную технику и снаряжение Голландии, Дании и другим странам.

    Наступала эра американских автомобилей.
    В 1952 году некогда непримиримые конкуренты Morris и Austin (именно к Герберту Остину, не договорившись о доле с сэром Моррисом, ушел Леонард Лорд) объединились в British Motors Corporation. В 1956 году прекратило существование отделение Morris Commercial Cars, Ltd.
    Отныне грузовики Morris и Austin стали похожи, как близнецы.

    Что же касается «империи» сэра Морриса (Nuffield Organization), то в новых экономических реалиях она таяла буквально на глазах.
    При этом сам виконт Уильям Моррис в 1954 году отошел от дел и удалился в свое поместье Наффилд. Умер он в 1963-м в возрасте 84 лет. А в 1968 году в корпорацию BMC влилось предприятие Leyland, и ее название увеличилось на одну букву – BLMC. И вскоре выпуск грузовых моделей Morris и Austin прекратили за ненадобностью – ассортимент новоприобретенной фирмы с лихвой покрывал спрос.
     
    Летчик нравится это.
  9. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Речь в теме пойдет в основном вот об этой модели
    Интересная штука - проходимый,приземистый и некотором смысле изящный в своем армейском предназначении.

    7949 Morris Commercial (WH).jpg
     
    Marie Lindemann, Летчик, Tankopiy и 2 другим нравится это.
  10. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь

    Вложения:

    Marie Lindemann, Летчик, Tankopiy и ещё 1-му нравится это.
  11. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Колесный полноприводный артиллерийский тягач Morris Commercial C8.


    Эти машины активно участвовали в сражениях Второй Мировой Войны.
    Возможно, такой автомобиль водила или обслуживала будущая Королева Великобритании Елизавета II, в те годы служившая в армии автомехаником.
    Автомобили выпускала компания, Morris Commercial, чьей специальностью долгие десятилетия оставались легкие и средние грузовые автомобили.

    В 1935 году на вооружение английской армии приняли 88-миллиметровую пушку-гаубицу Ordnance QF 25 pounder, и специально для ее буксировки военное ведомство заказало тягач. Он должен был буксировать орудие и его передок общей массой 4 тонны и везти в кузове расчет. Экипаж машины боевой состоял из пяти артиллеристов и водителя. Тягач получил армейское обозначение Field Artillery Tractor (FAT). Разработкой такой машины Morris Commercial Cars занялся совместно с компанией Guy Motors в 1937 году. В качестве базы при разработке выбрали шасси легкого грузовика Morris Commercial CS8, но от этой модели тягач отличался полным приводом. Первой на конвейере в 1938 году появилась машина Guy Motors, получившая обозначение Guy Quad-Ant. А Morris Commercial Cars запустил в серию свою модификацию тягача, получившую обозначение Morris Commercial C8, в конце 1939 года. Машины внешне были во многом одинаковы, разница заключалась в форме носовой части. На них устанавливался специализированный закрытый кузов с наклонными панелями и скосом сзади, характерный для машин семейства FAT. Поскольку Guy Motors располагала ограниченными производственными мощностями, более массовым изделием и основным тягачом гаубицы Ordnance QF 25 pounder стал Morris Commercial C8.

    В базовую комплектацию входила мощная механическая лебедка, установленная в задней части машины.
    Ее трос можно было размотать и назад и вперед, а приводилась она отдельными рычагами включения и тормоза в кабине. Лебедка предназначалась для подтягивания орудия к автомобилю. Например, можно было убрать гаубицу и ее передок с огневой точки при отступлении, протянув трос от стоящего в укрытии тягача. При преодолении особо тяжелых участков разршалось отцепить орудие, после чего одиночный автомобиль проскакивал «гиблое место» и затем пушку-гаубицу переправляли через препятствие с помощью троса лебедки.
     
    Летчик нравится это.
  12. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    MORRIS COMMERCIAL

    Тактико-Технические Характеристики

    Экипаж 6 человек
    Грузоподъемность примерно 750-770 кг.
    Габаритные размеры 4490х2280х2360 мм.
    Колесная база 2516 мм.
    Колея 1680х1654 мм.
    Дорожный просвет 250 мм.
    Двигатель бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный.
    Рабочий объем 3519 см.3
    Мощность 70 л.с. при 3000 об/мин.
    Полная масса 5600 кг.
    Максимальная скорость 60 км/ч.
    Расход топлива 18-19 л/100 км.
     
    Летчик и Tankopiy нравится это.
  13. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Шильда Morris Commercial

    Шильда Morris Commercial.jpg
     
  14. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Morris Commercial C4 послевоенного выпуска
     

    Вложения:

    Летчик и Tankopiy нравится это.
  15. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Небольшой сборник фото по Morris-Commercial разных лет выпуска
     

    Вложения:

    Летчик и Tankopiy нравится это.
  16. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Найденый в одном из сельских домовладений Великобритании Morris переделаный под эвакуатор но со временем пришедший в негодность и забытый владельцами. Грузовик был выкуплен одним из коллекционеров военной техники под восстановление.
     

    Вложения:

    Летчик и Tankopiy нравится это.
  17. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Немного фото с процесса реставрации.
    Отлично видны на фото многие узлы и механизмы.
     

    Вложения:

    Летчик и Tankopiy нравится это.
  18. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Еще немного;
     

    Вложения:

    Tankopiy нравится это.
  19. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Картинка из оригинального наставления по обслуживанию машины.

    Morris Commercial (234).jpg
     
    Летчик, Tankopiy и Ralf Böhme нравится это.
  20. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
  21. Tankopiy

    Tankopiy Рядовой

    Регистрация:
    2 янв 2021
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    1
    Пол:
    Мужской
    Morris Commertial из состава 97. Pz.Jg.Abt./ 97. leichten infanterie-division:

    Morris Commertial 1.jpg
     
    Летчик и Андрей Сергеевич нравится это.
  22. Tankopiy

    Tankopiy Рядовой

    Регистрация:
    2 янв 2021
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    1
    Пол:
    Мужской
    ...
     

    Вложения:

    Летчик и Андрей Сергеевич нравится это.
  23. Tankopiy

    Tankopiy Рядовой

    Регистрация:
    2 янв 2021
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    1
    Пол:
    Мужской
    Ещё один Morris, подорвался на мине:

    Morris Commertial 5.jpg
     
    Летчик и Андрей Сергеевич нравится это.
  24. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Еще небольшая подборка фото по этой машине ...
     

    Вложения:

    Tankopiy и Артиллерист нравится это.
  25. Tankopiy

    Tankopiy Рядовой

    Регистрация:
    2 янв 2021
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    1
    Пол:
    Мужской
    3./Pz.Jäg.Abt.125

    Morris Commercial 3.jpg
     
    Marie Lindemann и Андрей Сергеевич нравится это.
  26. Tankopiy

    Tankopiy Рядовой

    Регистрация:
    2 янв 2021
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    1
    Пол:
    Мужской
    13-я танковая, Ростов

    Morris Commercial 4.jpg
     
    Marie Lindemann и Андрей Сергеевич нравится это.
  27. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.073
    Симпатии:
    28.894
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Один из отреставрированных образцов ....

    Morris Commercial.jpg
     
    Tankopiy нравится это.
  28. Tankopiy

    Tankopiy Рядовой

    Регистрация:
    2 янв 2021
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    1
    Пол:
    Мужской
    Интересное фото,
    Моррис с кузовом Кюбель. Взято из журнала "История автомобиля №10 - Грузовики Вермахта", в нем достаточно фото Моррисов разных моделей и модификаций https://fex.net/ru/s/pseb9vp (не получилось загрузить сюда, даю ссылку на файлообменник, может кому будет интересно)

    Кюбель.jpg
     
    Андрей Сергеевич нравится это.
  29. Tankopiy

    Tankopiy Рядовой

    Регистрация:
    2 янв 2021
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    1
    Пол:
    Мужской
    Горит Моррис из состава 97 ягер-дивизии. На заднем борту ближнего грузовика видна эмблема.

    Машина Вермахта.jpg
     
    Marie Lindemann и Андрей Сергеевич нравится это.
  30. Tankopiy

    Tankopiy Рядовой

    Регистрация:
    2 янв 2021
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    38
    Баллы:
    1
    Пол:
    Мужской
    Интересная САУ)

    Morris Commertial.jpg
     
    Marie Lindemann и Андрей Сергеевич нравится это.

Поделиться этой страницей