Здесь лежит Суворов

Тема в разделе "КНИГИ, ЖУРНАЛЫ, СТАТЬИ ПО ВОЕННОЙ ИСТОРИИ", создана пользователем Totleben, 12 май 2017.

  1. Totleben

    Totleben Мл.Сержант

    Регистрация:
    11 сен 2016
    Сообщения:
    78
    Симпатии:
    98
    Баллы:
    6
    Пол:
    Мужской
    suvorov20.jpg
    Посмертная маска Суворова

    СУВОРОВ И БУЛИМИЯ

    Тяготы суровой военной карьеры значительно повредили здоровью генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Нерегулярность питания, неизбежная в походном военном быту, привела к расстройству пищеварения и, как следствие, к многочисленным осложнениям и хроническим заболеваниям, пищеварительного тракта и изменениям в характере и психологических особенностях великого полководца.

    Проявившаяся, а со временем и значительно укрепившаяся булимия* доставляла Суворову немалые мучения. Для того чтобы не давать болезни брать верх над собой, граф вынужден был наделить камердинера, Прохора Дубасова, полномочиями прерывать трапезу свою в тот момент, когда верному слуге покажется довольной степень насыщения хозяина. Прошка, а так называли Дубасова в окружении Суворова, при этом попросту убирал со стола тарелку графа, а то и, подхватив за углы скатерть со всеми стоявшими на ней приборами, уносил прочь соблазнительные кушанья. Значительные различия в росте и весе хозяина и слуги не позволяли полководцу одержать победу над своим крепостным дворовым человеком у обеденного стола, но он всегда имел возможность, в отместку за непреклонность, приказать слугам сечь Прохора розгами на конюшне. Однако, булимия не сдавала своих позиций и нанесла характеру Суворова ряд жестоких поражений, сделав его ненасытным во многих житейских проявлениях.

    Во времена покорения крымского ханства, исполняя распоряжение светлейшего князя Григория Потёмкина о выводе христиан из Тавриды, генерал-поручик Суворов несколько увлёкся и, чтобы Крым не превратился в безлюдную пустыню, всемилостивейшая императрица Екатерина II вынуждена была ограничить действия своего полководца, переведя его на иной театр военных действий – подавление польского восстания 1794 года. Но и здесь неумолимая болезнь сказала своё слово, и при штурме Праги, предместья польской столицы Варшавы, измученный булимией Суворов навечно закрепил ненависть поляков к России, полностью уничтожив всё население Праги, включая женщин, детей и стариков.

    Симптомы патологической ненасытности проявились в дальнейшей полководческой деятельности графа Суворова, в его Итальянском походе, в сражениях при Нови и на реке Адда. Добиваясь победы всеми доступными и недоступными способами и средствами, Суворов, казалось, извлекал её просто из кармана, где у него были припасены решения на все случаи жизни.

    На самом деле, рецепт достижения побед был изложен им ещё ранее, сразу после польской кампании в наставлении «Наука побеждать». Основной приправой в приготовлении блюда «Победа» была человеческая кровь, и её количество играло решающую роль. Неуклонность и неумолимость жестокости были секретом побед. Суворов наводил ужас. Противник заранее содрогался, предчувствуя последствия ненасытности великого Суворова и в страхе бежал при малейшей возможности. Только оставшись один на один с неумолимостью несокрушимой природы в Швейцарских Альпах, ощутил Суворов предел своих стремлений. Дальнейшая жизнь его протекала в борьбе с недугами, кои взяли верх в 1800 году в Санкт-Петербурге.

    Там лежит Суворов*.

    Примечания:

    1. Булимия – кинорексия, волчий голод, расстройство пищеварения.
    2. «Здесь лежит Суворов» - эпитафия на надгробном камне могилы Суворова.
     

Поделиться этой страницей