ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ 170-Й АВТОРОТЫ ИЗ ИНКЕРМАНСКИХ ШАМПАН Поделюсь информацией и покажу в этой теме раннее неизвестные отреставрированные и «перенабранные» заново путевые листы 170-й Автомобильной Роты из Инкерманских Штолен, так называемых Шампан, за несколько месяцев весны 1942-го года. Последних месяцев Обороны Севастополя. Документы эти крайне важные для Истории.
28 июня 1942-го года. На данный момент это самый последний документ по дате который удалось прочитать. Возможно в спресованой пачке будет что то еще,но на данный момент так. Две стороны одного документа;
Выложу несколько сканов накладных фамилии водителей которых плохочитаемы и неразборчивы. Дополню так же что эти и несколько других Путевых Листов заполнены на бланке другой формы и типа,имеющем внешние отличия и в размещении граф. Путевой Лист за 28 мая 1942-го года. Две стороны одного документа;
Еще один скан накладной фамилия водителя которой неразборчива требует точного прочтения. Так же на бланке другой формы и типа,имеющем внешние отличия и в размещении граф. Остальное читаемо. Путевой Лист за 28 мая 1942-го года. Две стороны одного документа;
Этот пост темы для тех, кто не верил в "легенду" о раздавленой внутри одной из Штолен грузовой машине ГАЗ-АА (полуторка). Машина всегда там была и есть до сих пор. На фото она и ее узлы на 3,4,5 и 6-м снимке.
Колонна солдат вермахта движется мимо взорванных штолен по дороге в Советской балке. Старые названия - Советницкая балка, Каменоломный овраг.
Еще об одной находке из Инкерманских штолен немного подробнее. При разминировании штолен естественно саперам попадались артефакты связаные напрямую непосредственно с самими штольнями в Инкермане, ее обитателями из гражданских и военнослужащих. Так вот, я называю эту историю большим совпадением и в данном случае везением. При очередном разминировании были найдены самые обычные солдатские галифе, которые саперы приняли за ненужный хлам не представляющий никакого интереса. Вобщем галифе и другой "хлам" были выброшены за ненадобностью на ближайшую к штольням военную мусорку. Через некоторое время они так же можно сказать случайно были подобраны, неравнодушными людьми - служащими из в/ч штольни и переданы мне. Внимательно осмотрев галифе стало понятно - они не послевоенные, а самые что ни наесть боевые, из далекого 1942-го года да еще и с историей. Но об этом чуть позже, а пока фото найденого предмета;
Отдельно фото треугольного штампа на корсете галифе. Штамп гласит (сверху вниз) - Р.С.Ф.С.Р.,швейная фабрика им.Кирова и ниже еще одно слово но оно нечитаемо. Возможно чуть позже удастся прочитать и его, или найти похожее изделие с подобным штампом и сопоставить. Еще немного о самой находке. На фото - на вид обычные галифе, ничего особенного. Ткань правильная,наколенники присутствуют, утяжка по талии с остатками пряжки так же, на вид размер 2, видимо боец их носивший был невысокого роста. Но кто он, из какого подразделения и на какой должности проходил службу по галифе казалось бы сказать невозможно.... Но это не так, и именно это (информацию о владельце которую удалось установить) я и считаю большой удачей. Итак все по порядку. Что мы видим на фото? Обычные армейские галифе с повреждением, если по анатомии человека то примерно ниже колена в районе икроножной мышцы правой ноги носившего их владельца. При более внимательном рассмотрении возникла версия о ранении в ногу бойца их носившего и вот почему. Ткань в районе повреждения штанины не порезана, не сгнила за 70 с лишним лет а выглядит именно так, как если бы этот фрагмент (образно) зажевало в мясорубку или в это место ударил разлетевшийся на осколки диск от болгарки. Стоит так же сказать что сами галифе достаточно крепкие до сих пор на разрыв. Поставленый экспиримент показал - галифе выдерживают нагрузку в 80 кг., тоесть вариант отгнившей в сырости штанины отпадает. Что же могло произойти с солдатом? Как наиболее вероятная версия осколочное ранение в ногу, причем осколок или несколько осколков попали в икру правой ноги не спереди а сзади. И вот предположительно почему. Во первых характер повреждения самих галифе говорит именно об этом - надрыв исходил от задней части штанины вперед. Во вторых Ранение подобного характера само собой предполагает обильное кровотечение независимо от того была ли повреждена кость или нет, по этому было принято решение (рассматривая вариант ранения) искать следы этой самой крови. Поначалу это было невозможно т.к. сами галифе были насквозь пропитаны Инкерманской известняковой пылью и вытряхнуть их более менее качественно удалось только с 10-й попытки. В итоге, после очистки такие следы были обнаружены, в данный момент они выглядят как темные пятна очень похожие на пятна крови которым 70 с лишним лет . Их эпицентр как раз и приходится на заднюю часть места повреждения галифе и как бы веером они рабрызганы уже дальше по предмету, но чем дальше от места повреждения тем их меньше и расброс их не такой уже обширный. Нашелся и человек который пообещал помочь провести экспертизу, которая поможет точно установить кровь это или не кровь. Если все получится то один вопрос снимется. И так на данный момент как версия; Боец носивший эти галифе, учавствоваший в обороне Севастополя и проходивший службу в одном из подразделений имевших место дислокации Инкерманские штольни был ранен и в следствии чего был доставлен в госпиталь который располагался при Штольнях. По доставке бойца в госпиталь с него вероятно было снято армейское обмундирование и он был переодет в больничное. Раненые бойцы в пижамах присутствуют на многих фото того времени из Инкерманских штолен. По этому как вариант такое возможно.
Самой большой удачей явилось то, что при очистке галифе от Инкерманской известняковой пыли в часовом кармане галифе (в кармашке для часов) был обнаружен (фото кармашка пост 155 этой темы фото № 8) смертный медальон владельца. Нащупав твердый предмет и проверив кармашек на свет явилась стандартная армейская бакелитовая капсула с запиской на штатном бланке заполненая чернилами. Крышка капсулы была раздавлена на мелкие части, но сама капсула и главное записка в превосходном состоянии без повреждений и подтеков. Чуть позже нашел такую же но целую крышку от медальона-она само собой подошла,так как все они взаимозаменяемые и укомплектовал капсулу что бы не подвергать записку лишним воздействиям извне.
Прочитать имя бойца не составило большого труда. Его звали - Дадаев Адильгерей.... Развернув и зажав записку меж двух стекол сфотографировал ее всю, по фрагментам.
Вобщем результат не заставил себя долго ждать. Но как то все интересно закручивается, неожиданно - среди погибших Дадаев не значится согласно ОБД "Мемориал" Было бы неплохо вернуть галифе владельцу спустя 70 с малым лет .... И еще. Там же, в "Мемориале" нашлась вот такая строчка в документе. Согласно записи Дадаев редкой национальности - кумык...
Как говорил один Великий человек – «… один раз это случайность, два – совпадение, три –закономерность … » В общем один из Путевых Листов заполнен на Дадаева, и это 100% он, так как 170 авто. рота в которой он проходил службу именно там, в Штольнях и базировалась и занималась перевозками грузов и прочего. Не думаю что это какой то другой Дадаев… Итак, Путевой Лист значится за 25 мая 1942 года и соответственно в этот день Дадаев был еще в добром здравии, не ранен, не в госпитале и не в плену. В этот день он был за рулем машины марки Газ АА с № 4-59-38. Для чего была наряжена машина на документе полностью не читается – отсутствует фрагмент листа. Машина наряжена по приказу майора Жукова. Для работы машины в этот день Дадаеву было выдано на складе ГСМ – 16 кг. топлива о чем имеется роспись в документе лица выдавшего топливо. Из Инкерманских штолен (автопарка) Дадаев выехал в 4-й отдел и вернулся обратно. Второй рейс Дадаев сделал из Штольни в Инкерман и вернулся обратно. Третий рейс Дадаев сделал снова из Штольни в 4-й отдел и от туда на Херсонес, с Херсонеса – обратно в Штольню. Общее количество километров пройденных машиной Дадаева в этот день составило – 90 км., о чем и гласит путевой лист с росписью водителя Дадаева и заполненный им самим. А вот и бланк Путевого Листа им заполненый;
МИФ О ПОГИБШЕЙ НЕМЕЦКОЙ КОЛОННЕ Практически всю свою сознательную жизнь слышал несколько полу - правдоподобных историй о якобы погибших при взрыве штольни немецких солдатах и части их автоколонны. В разное время народ рассказывал разные истории в разных вариантах. Одна из них о том, что якобы на территории штолен где то есть могила немецких пулеметчиков с памятным знаком на ней. Второй миф о том, что якобы передовое охранение немецкой автоколонны на мотоциклах и автомобилях попало под взрыв штолен и частично, машины и мотоциклы ехавшие первыми, были уничтожены. Обе истории были ничем не подтверждены и прямых доказательств, кроме слухов, не было. А лет 10 назад об этом и говорить вообще забыли, и уже не вспоминали больше. Тех людей кто рассказывал уже и в живых нет, так эти легенды потихоньку и забылись. Развязка этой истории такова. Сегодня проезжая мимо взорванных штолен в Инкермане нашел время и возможность обследовать место, где якобы был в 1942 году установлен немцами памятный знак. Примерное место я знал, но это место сейчас является охраняемой территорией и плюс ко всему сильно заросло дикой растительностью и ожиной. Первую проблему решил. Получив добро и оказавшись на охраняемой территории принялся за поиски. Попутно решая вторую проблему – вырубив мачете и секатором дикие заросли и ожину, оказавшиеся на пути, потратив на это 1,5 часа времени упомянутый в мифах немецкий памятный знак я все таки нашел. Он весь порос диким плющем и пока я его нашел несколько раз прошел мимо него. В общем вот этот немецкий памятный знак, о котором после войны ходили легенды и мифы.
Еще немного фото по фрагментам знака. Текст к сожалению на нем уже не читаем, видны только обрывки слов. В нижней части знака просматривается слово или его часть "WASSER". Под ним дата, но не читаемая - большая часть знака постреляна пулями.
На просторах инета за 2003 год, в одной из дискуссий на тему штолен, было упоминание как памятный знак погибшим немецким саперам. Надпись изуродовали, жалко, предполагаю что Андре Вассер, это как обревиатура места в округа Дармштадт, были там интересно выходцы пополняет ой 11 армии, все требует анализа, это как версия).
Еще фото Штолен, через некоторое время после подрыва ... Что то я речку не наблюдаю на фото. Болото - возможно, но не речка. По всей видимости ее тогда не было.